Как осуществить оформление наследства после смерти родственника

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Татьяна Соколова
Юрист
Написано статей
626

Оформление наследства представляет целый комплекс процедур, которые придется осуществить после ухода из жизни близкого родственника. Законодательством установлены сроки, в течение которых это следует сделать. Рассмотрим, какова стоимость оформления наследства у нотариуса, а также какие действия необходимо предпринять любому наследнику.

Что делать для принятия наследственного имущества

Наследство после смерти матери или любого другого родственника распределяется нотариусом в соответствии с законодательными нормами в течение 6 месяцев. То, как будет происходить оформление наследства на дом и земельный участок (или другие недвижимые объекты), зависит от наличия завещательного документа, которое любой гражданин может составить при жизни и отобразить в нем свои волеизъявления о судьбе своей собственности после его ухода из жизни. Если нет завещания, то имущество будет передано родственникам по принципу очередности, отображенному в ГК РФ.

Существующие методические рекомендации по оформлению наследственных прав указывают, что первым делом следует получить документацию, подтверждающую наступление смерти гражданина, после которого вы хотите унаследовать какое-либо имущество. Если он ушел из жизни из-за старости или болезни, то обратиться за этой бумагой необходимо в ЗАГС.

Если же человек признан пропавшим или умершим в результате судебного разбирательства, то придется сначала получить свидетельствующий об этом документ в суде, а потом уже выполнить предыдущее указание. В любом случае для представления нотариусу подходит только свидетельство о смерти, выдаваемое в ЗАГСе.

Второй этап — визит в паспортный стол. Там представление указанной выше бумаги вместе с удостоверяющим вашу личность документом дает возможность снять ушедшего из жизни гражданина с учета. В итоге будут получены еще два документа, которые требует оформление наследственных прав:

  • выписка из домовой книги;
  • бумага, в которой указано место жительства умершего гражданина.

Указанная документация поможет понять, к какому нотариусу обратиться для оформления наследственных прав и заведения дела вообще. Дело в том, что заниматься вопросом передачи наследственной массы наследующим по закону лицам должен специалист, ведущий нотариальную деятельность по месту проживания покойного. Отсюда и вытекает необходимость предъявления ему документации, указывающей на тот факт, что делом должен заниматься именно он. Узнать о местонахождении офиса интересующего вас нотариуса можно в нотариальной палате населенного пункта, где вы проживаете, на ее официальном сайте или в любой нотариальной конторе.

Какие еще понадобятся документы для получения наследства

Разобравшись с тем, с какого нотариуса требовать оформление наследства после смерти, пора приступать к последующим этапам действий. Конечно же, придется подтвердить свои права на наследственную массу при помощи официальных бумаг. К этому моменту у вас уже должны быть некоторые документы для оформления наследства, перечисленные выше. Если умерший составлял при жизни завещание, в которое вписано ваше имя, то при его оглашении вам потребуется просто предъявить удостоверяющий личность документ. Получение наследства без завещания — более простая процедура в сравнении с оформлением наследственных прав в соответствии с законодательством.

Какие документы нужны, если посмертное волеизъявление отсутствует? В такой ситуации требуется подтвердить степень родства и доказать принадлежность к какой-либо очереди наследников. Для этого подходят брачное свидетельство (если вы состояли в официально зарегистрированном в госорганах браке с умершим), документ о рождении (если вы являетесь сыном либо дочерью ушедшего из жизни гражданина, и его имя вписано в это свидетельство) и т.д.

Не лишним будет фактически принять наследство еще до получения правоустанавливающей документации. Действиями, свидетельствующими о принятии, могут быть:

  • забота о сохранности наследственных объектов;
  • оплата долговых обязательств ушедшего из жизни гражданина;
  • траты из своего кармана на содержание собственности покойного;
  • получение денег от граждан, которые были их должны умершему;
  • фактическое владение недвижимостью (к примеру, если вы интересуетесь, как оформить наследство на дом и землю под ним, то заселение и проживание в этом домовладении может ускорить процедуру оформления).

Есть ряд документов, которых тоже может потребовать оформление наследства у нотариуса после смерти. Рекомендуем заранее позаботиться о сборе:

  • бумаг, подтверждающих оценочную стоимость наследственного имущества (оценка производится специализированными организациями, имеющими лицензию на предоставление такого рода услуг);
  • документации, указывающей на отсутствие обременений на недвижимых объектах, принадлежащих покойному;
  • документов, которые свидетельствуют о том, что ушедший из жизни гражданин действительно был владельцем движимых и недвижимых объектов, подлежащих унаследованию.

Эти бумаги наверняка пригодятся при заведении нотариусом дела о распределении наследственной собственности ушедшего из жизни гражданина.

Порядок оформления права владения наследственной массой

Чтобы лучше понять, как получить наследство, рассмотрим алгоритм действий, которые необходимо предпринять для того, чтобы оформить наследство у нотариуса и зарегистрировать свое право владения им в государственных органах.
Оформление наследства

  1. Собираем все необходимые документы на наследство (их перечни приведены выше) и приносим их к нотариусу, предварительно узнав, где располагается специалист, занимающийся наследственными делами, по адресу прописки ушедшего из жизни родственника.
  2. Нотариус открывает дело и выдает список бумаг, которые потребуется дополнительно представить для выполнения им своей работы. Когда все претенденты на наследство подадут соответствующие заявления и специалист сможет разобраться, кто из них должен унаследовать имущество умершего по закону, он сообщит наследникам о результатах расследования.
  3. Через 6 месяцев с момента открытия наследства нотариус выдаст свидетельства о праве собственности законным наследникам. Если вы оказались одним из них, следует вместе с указанным документом пройти в регистрирующие право владения движимыми и недвижимыми объектами госорганы. Там произойдет регистрация ваших прав, а затем будет выдана правоустанавливающая документация.
  4. С этого момента вы вольны распоряжаться унаследованным имуществом так, как вам вздумается, в том числе и продать его.

То, в какую инстанцию необходимо обратиться за переоформлением права владения имуществом, зависит от типа собственности. Правоустанавливающая документация на недвижимые объекты выдается в Росреестре, на транспортные средства — в ГИБДД, на денежные вклады в банковских организациях — в отделениях самих банков. Выдача свидетельства может занимать от 1 до 7 дней.

Сколько стоит оформление наследства

Часто у родственников покойного возникает вопрос, сколько стоят услуги нотариуса при оформлении наследства и во сколько вообще обойдется осуществление всех необходимых для вступления в свои права действий. Итоговые расходы зависят от нескольких факторов.

Первым делом следует узнать, сколько берет нотариус вашего района за оформление наследства. Эта сумма может варьироваться и зависит от объема работы, которую придется проделать специалисту. Поэтому точную стоимость услуг нотариуса при оформлении наследства заранее подсчитать не получится, но обычно расценки нотариальных контор колеблются в пределах 20 тысяч рублей и сильно зависят от общей стоимости наследственного имущества.

Стоимость оформления наследства

Однако подсчитывая, сколько стоит оформить наследство, следует учесть еще и расходы на оплату государственной пошлины. Ее размер зависит от степени родства с покойным. Если вы являетесь членом первой или второй очередей наследников, то оплатить потребуется 0,3 процента от общей стоимости унаследованного имущества. Остальные же наследующие лица должны будут оплатить пошлину в размере 0,6 процента.

Пример. Сын, унаследовавший дом матери, машину и другие объекты, должен оплатить государственную пошлину. Общая стоимость всего наследства оценивается в 12 миллионов рублей. В таком случае сумма к уплате составит 36 тысяч рублей.

Но некоторые категории освобождаются от уплаты пошлины. К ним относят граждан, которые в момент открытия наследства либо жили в унаследованной недвижимости самостоятельно, либо проживали там вместе с ушедшим из жизни родственником. Также освобождаются от уплаты госпошлины следующие лица:

  • родственники погибшего в результате выполнения своей рабочей деятельности социального служащего;
  • признанные инвалидами.

Нельзя забывать и о том, что оформляющий наследственные права гражданин может понести траты:

  • на оценку имущества умершего;
  • на выдачу расписок и других документов в различных инстанциях.

Итоговая стоимость оформления наследства зависит от расходов на осуществление всех вышеприведенных действий.

Что делать в непредвиденных ситуациях

Бывает, что наследники попадают в ситуации, которые выходят за рамки привычных даже для юристов дел. К примеру, иногда граждане интересуются, что делать, если прошел срок наследования, а заявление на принятие наследуемого имущества не было подано. В таком случае даже по прошествии отведенного на распределение наследственной массы времени (6 месяцев) можно подать заявление в суд с просьбой продлить срок вступления в свои права. Но делать это стоит только, если есть уважительная причина, по которой вы не смогли вступить в наследственные права вовремя.

Заявление в суд

Перед тем как обращаться в суд, рекомендуем собрать доказательства того факта, что вы не знали о смерти родственника, поэтому не могли подать заявление нотариусу (к примеру, вы могли находиться в затянувшейся командировке в отдаленном от места жительства городе). Если судья примет положительное решение по вашему вопросу, то выданные ранее свидетельства о праве наследования будут отозваны у других наследников, а дело — пересмотрено нотариусом.

У некоторых наследующих лиц нет возможности самостоятельно заниматься оформлением наследства. Не важно, по каким причинам, будь то сильная занятость или нахождение вдали от места жительства умершего родственника. В таких ситуациях на помощь приходит доверенность на оформление наследства. Вы можете оформить ее на любого человека, которому доверяете, и нотариально заверить этот документ, после чего гражданин сможет действовать от вашего имени и предпринимать все необходимые действия для оформления наследственных прав.

Бывает, что уже после распределения наследственной массы и вступления всех наследующих лиц в свои права выясняется, что у покойного есть еще какое-то имущество, которое не было учтено нотариусом. В таком случаев граждане, которые являются законными наследниками, должны обратиться к тому же специалисту, взяв с собой документацию, подтверждающую, что обнаруженная собственность принадлежала ушедшему из жизни родственнику, и свои паспорта.

После этого потребуется уплатить государственную пошлину по приведенным выше правилам. Затем нотариус проверит все документы и выдаст новые свидетельства о наследственных правах, после чего следует обратиться для оформления наследства на ваше имя в регистрационный госорган, который и выдаст правоустанавливающую документацию на обнаруженное имущество покойного.

Таким образом, в отведенное законодательством время на вступление в наследство следует не бездействовать, а собрать все необходимые для оформления своих прав документы. Возможно, на это понадобится много сил, но если вы пропустите полугодовой срок, потом придется затратить еще больше усилий и времени.

https://www.youtube.com/watch?v=WyNPWJGCO1o&t=9s


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (28 votes, average: 4,80 out of 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: