Бесплатная консультация юриста: Мск +7 (499) 938-52-30, СПб +7 (812) 467-34-60

Куда можно жаловаться на управляющую компанию в сфере ЖКХ

Несмотря на то, что сегодня сфера жилищно-коммунальных услуг совершенствуется в соответствии с международными стандартами качества обслуживания, время от времени возникают недоразумения между потребителями коммунальных услуг и управляющими компаниями. Когда в работе УК наблюдаются недочеты, приносящие неудобства или материальный ущерб потребителям, последние имеют право требовать исправить ситуацию. Ведь ЖКУ предоставляются не безвозмездно — мы ежемесячно платим по счетам из своего кармана. Поэтому не будет лишним узнать, кто контролирует управляющие компании, куда жаловаться на управляющую компанию ЖКХ, в каких случаях нужно обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции, а когда лучше решать вопросы на локальном уровне.

Как эффективно решать споры с управляющей компанией?

Управляющие компании, чьей задачей является обслуживание потребностей многоквартирных домов и собственников квартир — это сравнительно новое явление. Раньше жилой дом (группа домов) находился на балансе ЖЭКов, которые работали согласно стандартизированным принципам управления, далеко не всегда эффективным и целесообразным. Сегодня управляющие компании — важная часть жилищно-коммунального хозяйства в каждом городе, и соблюдение высокого качества обслуживания домов — это не только стандарт, но и мотивация руководства и всех сотрудников.


Но и сегодня нередко возникают ситуации, когда в силу тех или иных причин УК не справляются с принятыми обязательствами, или качество их работы оставляет желать лучшего. Терпеть ждать, пока ситуация исправится или когда председатель или другой уполномоченный управленец найдет время для решения проблемы — это неэффективная стратегия. Владея информацией из действующего законодательства и зная, кому жаловаться на управляющую компанию, жильцы дома смогут защитить свои права и отстоять интересы. Для этого нужно понимать устройство государственной структуры и иерархии, в которой состоят все управляющие компании.

Стоит ли сразу жаловаться на управляющую компанию?

Существует негласный стандарт взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Прежде чем узнавать, куда можно пожаловаться на управляющую компанию и принимать необходимые меры, лучше попробовать решить проблему на местном уровне мирным путем, не привлекая к участию вышестоящие инстанции. Большинство современных домоуправляющих компаний (ДУК) стремится поддерживать хорошую репутацию, поэтому в ее интересах решать возникающие проблемы быстро и без шума. В итоге перед тем как написать жалобу на УК, жильцы многоквартирных домов должны сначала подать заявление в УК или ТЖС и попытаться решить проблему там.

Причиной, по которой следует писать жалобу в управляющую компанию, может быть любая ситуация, когда выполнение жилищно-коммунальных услуг не соответствует общепринятым стандартам:

  • ненадлежащее исполнение обязанностей по ремонту и содержанию придомовой территории, подъездов, лестничных площадок, мест общего пользования (грязь, мусор, ветхое или неухоженное состояние);
  • невывоз ТБО;
  • отсутствие освещения мест общего пользования;
  • неисправный лифт или другой важный коммунальный объект;
  • разбитые или грязные почтовые ящики;
  • неисправный домофон.

В связи с этим составляется претензия в управляющую компанию от одного из жильцов или коллективное обращение в УК. Писать жалобу на управляющую компанию можно от руки или на компьютере (образец заявления в управляющую компанию обычно не нужен, т.к. форма документа произвольная). Стандартный алгоритм, как написать претензию в управляющую компанию следующий:

  • «шапка» в верхней правой части документа (кем составлен документ, для кого предназначен, дата, подпись, контактные данные заявителя — детально образец претензии в управляющую компанию и пример заполнения можно посмотреть здесь);
  • название документа по центру перед основным текстом («Заявление», «Жалоба», «Претензия»);
  • изложение сути доходчиво, без лишних эмоций, желательно с отсылкой на закон (Жилищный Кодекс, Закон о защите прав потребителей. Подробно, как написать заявление в управляющую компанию со ссылкой на законодательство, можно увидеть здесь);
  • подпись заявителя;
  • дата обращения в управляющую компанию образец которого можно найти также здесь.

Подаются образцы заявлений в управляющую компанию в секретариат в двух экземплярах, второй из которых обязаны вернуть заявителю с внутренним номером входящего письма, подписью принявшего сотрудника и датой. Письмо с ответом (его должны направить обязательно) должно прийти в течение 10 дней.

Куда можно подавать жалобу на управляющую компанию?

Если управляющая организация отреагировала на заявление и удовлетворила требование заявителя, направив ему после этого письменный ответ с описанием проделанной работы, то конфликт можно считать исчерпанным и в вышестоящие органы можно не обращаться. Но в случае, если управляющая компания не реагирует на обращение жильцов, то следует узнать, куда обращаться для решения проблемы, куда писать для разбирательств на вышестоящем уровне и кто контролирует работу управляющих компаний.

В России все УК находятся в подчинении у Государственной жилищной инспекции (ГЖИ), куда можно смело обращаться с жалобой на управляющую компанию. Это государственный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль управляющих компании и следит за надлежащим исполнением ими своих обязанностей.

ГЖИ уполномочена контролировать:

  • техническое состояние обслуживаемых многоквартирных домов и придомовых территорий;
  • обоснованность тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
  • деятельность, квалификацию директора УК и ее сотрудников.

Ответы на вопросы

Как правило, даже единственная жалоба в жилищную инспекцию на управляющую компанию — достаточно эффективная мера, способная заставить домоуправляющую организацию принять меры по устранению возникших проблем, а при их обнаружении — отвечать в соответствии с законом. Чаще всего жильцы домов находят в ГЖИ поддержку в решении наболевших вопросов, связанных с техническим состоянием дома, поэтому решение жильцов составить претензию на УК обычно верное.

Подача заявления на УК в государственную жилищную инспекцию

Нередко даже одного звонка в данный контролирующий орган может быть достаточно, чтобы через несколько часов к дому приехала машина и залатала яму на дороге, или явился электрик и починил проводку в подъезде. Но надежнее подать жалобу на управляющую компанию в Госжилинспекцию в письменном виде. Зная, куда пожаловаться на управляющую компанию, можно решить проблему меньше, чем за месяц. Желательно к обращению приложить копию предыдущей претензии к управляющей компании образец которой послужит для более четкого понимания ситуации сотрудником ГЖИ). Заявление (жалоба, претензия) в ГЖИ можно подавать в произвольной форме (бланк получают на месте). Примерная структура документа будет следующая:

  • «шапка» в правом верхнем углу (наименование ГЖИ по району, ФИО директора, адрес дома, по которому подается жалоба, ФИО заявителя);
  • название документа («Жалоба», «Заявление», но не «Заявка»);
  • изложение сути проблемы, обязательная отсылка на действующие нормативы, законы, постановления;
  • подпись заявителя, день, месяц и год, когда осуществилось составление документа.

Действия при подаче обращения те же: два экземпляра принести с собой, один отдать в канцелярию, второй оставить себе с подписью, печатью и номером входящего обращения. В этом случае сроки ответа могут составить до 30 дней с момента подачи заявления.

Результатом обращения станет проверка УК инспектором ГЖИ. В случае выявления обоснованности жалобы со стороны жильцов, УК получит штраф и предписание от ГЖИ по устранению проблемы, на которое компания не сможет не реагировать. После принятия предписанных мер предприятие ЖКХ обязано отчитаться перед инспекцией о проделанной работе.

Заявление на управляющую компанию в районную прокуратуру

Написание заявления

Следующим пунктом на пути решения проблемы с ненадлежащим выполнением обязанностей со стороны УК может стать районная прокуратура. В ее полномочия входит проверка законности действий руководства УК, особенно тех, что касаются распоряжения финансовыми средствами и материальными активами.

Жалобу в прокуратуру на управляющую компанию целесообразно писать в таких случаях:

  • если УК регулярно и без веских оснований повышает тарифы на услуги (ежемесячно, ежеквартально), заставляя жильцов платить все больше и больше при сохранении прежнего качества услуг;
  • если общедомовая собственность и площадь используются не по назначению;
  • если был произведен сбор средств (например, на установку общедомовых счетчиков, домофона, нового котла), но прибор по факту не был приобретен;
  • если руководитель или сотрудник УК без объяснения причины отказывается выдавать выписки, справки из домовой книги и другие документы в соответствии со своими прямыми обязанностями.

Незаконный сбор средств, использование денег УК не по назначению, списание денег со счета компании и другие действия, имеющие признаки хищения денежных средств или финансовых махинаций со стороны руководства УК, должны стать объектом пристального внимания прокуратуры. Для этого жильцы дома должны подать письменное заявление в прокуратуру в описанном выше порядке. Образец жалобы в прокуратуру можно найти непосредственно в приемной или на нашем сайте.

Скорее всего, ждать ответа из прокуратуры придется дольше, чем от государственной жилищной инспекции, т.к. прокурор района обычно загружен работой на несколько месяцев вперед. Поэтому иногда более эффективной становится жалоба в Роспотребнадзор, который также уполномочен проверять качество услуг и обоснованность тарифов на ЖКУ.

30.1 KiB
10 Downloads
Детали

Исковое заявление на управляющую компанию

Суд — еще одна инстанция, которая может помочь жильцам решить проблему с управляющей компанией. Если предыдущие действия и обращения в Государственную жилищную инспекцию или прокуратуру не дали результата, или вам пообещали принять меры и подождать энное количество недель/месяцев, то вы можете обратиться в суд с исковым заявлением.

11.7 KiB
15 Downloads
Детали

В суд целесообразно обращаться с жалобой в тех случаях, когда вы или кто-то из жильцов понес материальный ущерб от действий или бездействия управляющей компании. Например, не вовремя спиленное сухое дерево упало на ваш автомобиль, или вы поскользнулись на обледеневших ступеньках и сломали ногу. В этом случае вы имеете право взыскать компенсацию у управляющей компании через суд.

57.3 KiB
18 Downloads
Детали

Для этого потребуется собрать полную доказательную базу по инциденту, изучить закон (Жилищный кодекс, права потребителей), заручиться поддержкой соседей, которые выступят как свидетели происшествия по вине УК. Важно также предоставить доказательства ущерба (например, заключение из страховой компании об ущербе и стоимости ремонта автомобиля). Если вы не уверены, что сможете отстоять свои права в суде, но хотите наказать виновных, то лучше проконсультироваться с грамотным юристом или нанять адвоката, который расскажет в деталях, как составить иск в суд.

47.9 KiB
17 Downloads
Детали

Действия соседей, из-за которых вы понесли материальный ущерб (например, если сосед повредил несущую стену во время перепланировки и подверг вас опасности обрушения) — еще одна причина обращаться в суд. На соседей в управляющую компанию обращаться обычно не имеет смысла, т.к. полномочия и компетенция УК обычно ограничивается содержанием придомовых территорий. Действия других собственников многоквартирного дома, если они незаконные, должны рассматривать в суде или прокуратуре, и жалоба на соседей (судебный иск) должна быть направлена именно туда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: