Закрыть рекламу ×
Закрыть рекламу ×

Кто устанавливает общедомовой счетчик расхода электроэнергии

Общедомовой счетчик потребления электричества, воды или тепла устанавливается на весь многоквартирный дом для измерения уровня потребления соответствующих ресурсов всеми жильцами, а также расхода на обеспечение мест общего пользования (подъездов, подвалов, лестничных площадок, подсобных помещений и т.п.) Например, установка счетчика электроэнергии выполняется для учета расхода для обслуживания лифтов, освещения подъездов и придомовой территории, а также для выявления случаев незаконного подключения к сети. Основной проблемой во время установки и подключения общего счетчика является вопрос, кто должен устанавливать и оплачивать установку прибора. Важно также определить, кто обязан его обслуживать — закон в этом случае дает неоднозначные трактовки, исходя из опыта арбитражного суда Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

Обязательно ли ставить счетчики на весь дом

Несмотря на то, что в многоквартирных домах имеются приборы индивидуального учета энергоресурсов и воды, их недостаточно для получения полной картины расходов ресурсов на обслуживание объекта. Ведь кроме личных нужд жильцов, обслуживающие компании-поставщики обеспечивают работу придомовой территории, подъездов, лестничных клеток, уличного освещения, работу котельных, лифтов и других объектов общего пользования. Обеспечение их работы нередко достигает уровня потребления энергоресурсов жильцами.


Сегодня общедомовые приборы учета — обязательное условие для функционирования многоквартирных домов. Так, Закон РФ № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности» постановил обязательный монтаж общедомовых счетчиков до 1 июля 2012 года. В 2015 году был введен повышающий коэффициент на оплату энергоресурсов в тех домах, где еще не установлены ОДПУ. До 2018 года коэффициент составлял 1,1, а после 2018 ожидается его увеличение до 1,6.

В настоящее время большинство домов уже оснащены механизмами общедомового учета, а те объекты, на которых еще не установлены счетчики, решают эту проблему различными путями. Согласно закону, общедомовой счетчик воды, а также электросчетчик, является коллективной собственностью граждан, проживающих в многоквартирном доме, и они должны нести расходы на установку и обслуживание счетчика.

Процесс установки общедомовых приборов учета

Однако на практике этот вопрос вызывает множество споров, т. к. не во всех домах жильцы обладают достаточным уровнем социальной сознательности, отказываются или попросту игнорируют необходимость установки, предписанную законом. Другая причина разногласий в вопросе подключения приборов — это то, что в установке также заинтересованы компании, поставляющие воду, газ, свет и тепло в дома. В случае монтажа счетчиков с автоматической системой снятия показаний оплачивает установку и обслуживание приборов поставщик, а жильцы в этом случае не имеют права препятствовать. В остальных случаях общедомовые счетчики и их установка — ответственность жильцов многоквартирного дома.

Общедомовые счетчики — это не прихоть и не стремление найти чиновниками дополнительный источник денежных махинаций, а экономически обоснованное требование. Счетчики общего пользования нужны для экономии энергоресурсов и в долгосрочной перспективе позволяют оптимизировать расходы на снабжение жилых объектов. До введения обязательного требования по использованию ОДПУ снабжающие компании имели сложности с учетом и оплатой поставляемых ресурсов, т. к. не было возможности полностью проконтролировать расход электричества, воды, газа и тепла и отследить случаи незаконного подключения или утечки. Установка ОДПУ позволит рационализировать расход ресурсов предприятий и добиться справедливой оплаты на снабжение.

Ввод в эксплуатацию


В идеальных условиях установку общедомовых счетчиков можно выполнить несколькими способами.

  • Через собрание жильцов дома, на котором выносится вопрос о приобретении и установке счетчика, после чего инициируется сбор средств в добровольном порядке на покупку прибора учета.
  • Снять средства, находящиеся на балансе многоквартирного дома, согласно статье «Текущий ремонт», которую оплачивают жильцы ежемесячно вместе с другими коммунальными услугами. При нехватке средств недостающая сумма разделяется поровну между собственниками, которые вносят дополнительные средства из своего кармана.

Эти два способа предполагают высокий уровень социальной активности и сознательности граждан, чаще всего встречается в ТСЖ, где все жильцы разделяют между собой ответственность за эксплуатацию и благоустройство общей собственности. Но нередко бывают случаи, что жильцы дома отказываются оплачивать покупку и установку счетчика, и тогда обязанность по установке общедомового прибора учета берет на себя управляющая компания. Она имеет право снять средства, находящиеся на балансе компании, поступающие по статье «Текущий ремонт». Если на балансе недостаточно средств, то общедомовой прибор учета тепловой энергии, электричества или воды может быть установлен в рассрочку сроком до 5 лет.

При отсутствии согласованности действий управляющей компании или ТСЖ ресурсоснабжающие компании проводят установку общедомовых приборов учета за свой счет. Действующее законодательство предполагает наложение штрафов на компании, представляющие услуги по энерго-, водо- и теплоснабжению при отсутствии установленных общедомовых счетчиков, поэтому предприятия не могут не устанавливать счетчики даже при открытом противодействии жильцов или управляющей компании.

В этом случае поставщик имеет право обратиться в суд с иском к жильцам или управляющей компании с требованием оплатить расходы на установку и обслуживание пробора. На практике в большинстве случаев суды становятся на сторону истца, и на собственников многоквартирного дома ложатся не только расходы за компенсацию установки прибора, но и судебные расходы. Поэтому установка общедомовых приборов учета должна изначально производиться за счет жильцов.

Юридические особенности монтажа

Общедомовой счетчик воды
Общий счетчик устанавливается в технических помещениях — подвалах, чердаках или подсобных комнатах, куда нет доступа для неуполномоченных лиц. Делать это обязательно, согласно постановлению правительства РФ, в противном случае, с 2018 года в домах, в которых отсутствуют ОДПУ, устанавливаются повышенные коэффициенты на оплату энергоресурсов и воды — до 60% от существующих нормативов. Противодействие со стороны жильцов установке счетчика может быть расценено как злоумышленные действия в попытке скрыть незаконное подключение к источнику энергоресурсов.

После монтажа происходит испытание работы приборов учета на предмет корректного измерения потребления электричества, воды или тепла. После установки и ввода прибора в эксплуатацию показания снимаются раз в месяц (или в другой интервал, согласно правилам работы ресурсоснабжающей компании) уполномоченным специалистом в присутствии жильцов многоквартирного дома.

Выбор типа прибора обычно лежит на компании, поставляющей ресурсы в дом, и обычно это проверенный поставщик ОДПУ, имеющий лицензию на продажу приборов учета для жилых объектов. Например, для счетчика тепловой энергии могут применяться вихревой, электромагнитный, тахометрический или ультразвуковой счетчик. Для приборов учета электроэнергии обычно устанавливаются одно- или многотарифные приборы, позволяющие экономить на энергоресурсах при их использовании в дневное и/или ночное время. Приборы учета воды для горячего и/или холодного водоснабжения устанавливаются по усмотрению Горводоканала.

После установки общедомового счетчика происходит снятие показателей потребления энергоресурсов и воды, на основании которых рассчитывается плата за потребление, по формуле разделяющаяся между жильцами. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, формула для расчета общедомового потребления учитывает показатели ОДПУ, который умножается на действующий в регионе тариф на соответствующий ресурс. От него отнимается плата по индивидуальным счетчикам, установленным в квартирах. Полученную цифру в киловаттах или кубометрах делят пропорционально на количество жильцов в доме.

Проверка и замена ОДПУ

Поскольку общедомовые счетчики относятся к коллективной собственности, то и поверка общедомовых счетчиков, их обслуживание и замена также является ответственностью жильцов многоквартирного дома. Поверяться счетчики должны силами управляющей компании, на чьем балансе находится жилой дом. Проверка осуществляется путем визуального осмотра работающего оборудования, фиксации повреждений и других следов внешнего воздействия, износа и прочих разрушающих факторов. Также происходит проверка показателей прибора учета и сверка с предыдущими данными.

Любая проверка, ремонт или замена счетчиков общедомового учета должна заканчиваться составлением соответствующего акта, который подписывает представитель управляющей компании, ответственный за осмотр прибора, а также поверенный специалист, проверяющий счетчик. Во время проверки имеют право присутствовать и жильцы многоквартирного дома. В документе описываются все неисправности и поломки, их причины и способы устранения. Менять и ремонтировать установленный счетчик в случае его естественного износа или повреждения также должна управляющая компания, за исключением случаев, когда прибор оснащен автоматической системой передачи показаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: