Бесплатная консультация юриста: Мск +7 (499) 938-52-30, СПб +7 (812) 467-34-60

Правила владения и распоряжения муниципальным имуществом

Муниципальная собственность — это площадь, которой владеет населённый пункт. Она выдаётся гражданам по договору социального найма. Следовательно, в права собственности они не вступают. Получить площадь в полное распоряжение можно, если её приватизировать. Собственность администрации города может быть выкуплена по среднерыночной цене.

Продажа муниципальной собственности запрещена законодательством.

Кто может претендовать на квартиру


Законы РФ чётко регламентируют требования к людям, которые могут получить муниципальную жилплощадь. Положительное решение выносится, только если заявитель входит в одну из льготных групп:

  • пострадавшие от стихийных бедствий и природных катаклизмов;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • переселенцы;
  • люди с опасными для окружающих болезнями;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС;
  • люди, проживающие в аварийных домах;
  • дети, которые остались без родительской опеки;
  • военнослужащие (после 20 лет службы или 10 лет для льготников);
  • люди, которые покидают тяжёлые для проживания районы Крайнего Севера.

Муниципальное жилье выделяется в зависимости от следующих критериев.

  • Если ли у заявителя уже есть какое-либо жильё. Привилегия будет у тех, кто его не имеет.
  • Условия проживания человека в момент обращения. Привилегии будут у тех, кто проживает в аварийном или ветхом доме.
  • Живёт ли с человеком кто-то, кто болеет опасным для окружающих хроническим заболеванием. Если да, то положено отселение.
  • Количество площади на проживающих в жилье заявителя людей. Привилегия будет у тех, у кого этот показатель менее 10 метров.

Можно ли сдавать муниципальную квартиру? Да, её можно сдать в поднаём, но нужно поставить наймодателя в известность.

Кому переходит площадь после смерти нанимателя


Муниципальная квартира после смерти квартиросъемщика снова переходит государству, так как наследовать можно только приватизированную собственность. Государственную квартиру без приватизации нельзя завещать, продавать или дарить. После смерти квартиросъёмщика правовой статус находящихся в муниципальной собственности помещений не меняется.

Тем не менее, ответственный квартиросъемщик в муниципальной квартире имеет право написать завещание с распоряжением о дальнейшей приватизации. Родственники после его кончины могут подать в суд для оформления жилья по праву наследования с последующей приватизации. Но следует учитывать, что сделать это могут только те граждане, которые имеют прописку в квартире.

Чтобы избежать обращений в суд в дальнейшем желательно, чтобы наниматель смог приватизировать жильё ещё при жизни. Вступив в права и обязанности, он сможет завещать жильё, а родственники без сложностей вступить в законное право наследования.

Ещё один вариант передачи неприватизированной квартиры — это переоформление договора на любого дееспособного члена семьи после смерти квартиросъёмщика по договору социального найма на прежних условиях (ст. 82 ЖК РФ).

Если умерший квартиросъёмщик жил сам, то орган, управляющий этим имуществом, предоставит муниципальное жильё по договору соцнайма другим лицам.

Приватизация муниципального жилья

Не любая собственность муниципалитета подлежит приватизации. Личная собственность не может получаться в аварийном доме, кооперативе, служебном помещении, а также в доме, который относится к архитектурным памятникам культуры. Привилегии имеют:

  • инвалиды;
  • семьи, с детьми, имеющими тяжёлые пороки развития;
  • многодетные семьи (если такая семья признана малоимущей, то её шансы на получение возрастают);
  • родственники военнослужащих, которые погибли при выполнении служебного долга.

Муниципальная собственность
Закон регламентирует, что воспользоваться приватизацией каждый гражданин может только один раз. Только лица, не достигшие совершеннолетия, могут участвовать в этом процессе два раза: с родителями, опекунами или самостоятельно после 18 лет.

Муниципальное жильё по закону могут приватизировать все, кто проживает в нём постоянно, включён в договор аренды муниципального имущества и не попали под ограничения. Заключение такого договора с человеком, который уже живёт в приватизируемой квартире не вызовет сложностей.

Муниципальная собственность может быть приватизирована лицами, не проживающими в квартире постоянно, если они проходят срочную службу, отбывают наказание по приговору суда, работают на Крайнем Севере вахтовым методом. Жильцы с временной пропиской, зарегистрированные по месту пребывания, не могут участвовать в приватизации собственности.

Рассмотрим, как получить у муниципалитета жилую площадь в личное пользование. Муниципальная собственность перейдёт в полное ваше распоряжение после сбора необходимых документов и прохождения процедуры приватизации. Пакет документов:

  • договор соцнайма;
  • выписка зарегистрированных в квартире людей;
  • техпаспорт жилья;
  • документы участников процесса;
  • лицевой финсчёт;
  • справка о том, что человек не приватизировал ранее муниципальную собственность;
  • письменный отказ людей, которые не хотят участвовать в процессе.

Как получить муниципальную собственность.

  • Посетите управление жилья и получите перечень необходимых документов.
  • Напишите заявление в БТИ для получения экспликации строения.
  • Заплатите в кассу деньги за услуги оформления документации и госпошлину.
  • Дождитесь проверки ваших документов управлением. Оно готовит договор и отправляет бумаги для занесения в реестр муниципальной собственности.
  • Далее выдаётся документ о приватизации.
  • После регистрации вам отдадут свидетельство права собственности, а жильё покинет муниципальный жилищный фонд и станет вашим.

Ремонт коммунальной квартире

Ремонт в муниципальном жилье

Право государственной и муниципальной собственности регламентирует, что неприватизированным имуществом владеет государство. Следовательно, возникает вопрос, кто должен делать ремонт?

Права и обязанности съёмщика жилья включают в себя своевременную оплату квартиры или дома и коммунальных услуг, но не включают оплату налога на имущество. Квартиросъёмщик должен обеспечивать сохранность помещения. Следовательно, он имеет право не только проживать в предоставленной квартире, но и обязан государству сделать при необходимости ремонт и поддерживать муниципальный жилищный фонд в надлежащем состоянии. Имеется в виду побелка, отделка внутренних стен, потолка, пола, дверей и проёмов, подоконников, оконных проёмов с внутренней стороны, батарей. Восстановление окон и дверей, если они стали непригодны для использования, инженерных сетей. Перепланировку разрешено делать, только если есть соглашение с наймодателем.

Права и обязанности наймодателя включают в себя ремонт общедомового имущества и капитальный ремонт, если его требует муниципальный жилищный фонд. Капремонт может требовать квартиросъёмщик. Если он получит отказ, то можно провести экспертизу техсостояния помещения и обратиться в суд. Реализованный за свой счёт капремонт также может быть в дальнейшем оплачен государством.

Коммунальный взнос на капремонт многоквартирного дома можно не оплачивать. От него освобождает аренда государственного и муниципального имущества. Квитанции передаются наймодателю.

Аренда земли и нежилых помещений

Законодательство РФ (гл. 34 ст. 606 ГК) регламентирует, что физическое или юридическое лицо имеет право аренды земли у населённого пункта с последующим строительством объектов, которые будут соответствовать целевому назначению участка. Невозможна только аренда земельных участков, отведённых под государственные нужды.

Стоимость аренды и порядок передачи имущества зависит от региона, поэтому следует заранее изучить местные нормативные акты. Аренда муниципальной земли может использоваться только для строительства постоянного жилого/нежилого фонда. Для возведения временной конструкции (ларька, киоска) действует другой порядок получения земли.

Найм земли предоставляется на время возведения объекта, после этого нужно оформить право собственности на арендуемый участок.

Аренда муниципальных нежилых помещений выполняется в соответствии с ГК РФ, ФЗ «О защите конкуренции», «О контрафактной системе закупок товаров, работ, услуг». Арендовать помещение можно для осуществления хоздеятельности, бизнеса.

Муниципальное помещение

Соглашение может быть заключено только в результате проведенного аукциона или конкурса на право его заключить. Цена договора может быть установлена в размере арендной платы и платы за заключение договора.

В муниципальных учреждениях разрабатываются документы о передаче государственного имущества в аренду. Если вы хотите нанять помещение в одном из них, то ознакомьтесь с положениями аренды, которые органы власти могут устанавливать самостоятельно.

Размен муниципального помещения

Рассмотрим, можно ли разменять муниципальную квартиру и как это сделать. Возможный алгоритм действий для этой процедуры следующий.

  • Разменивать полученную у государства квартиру в аренду можно только с согласия наймодателя, прописанных и зарегистрированных людей в жилье, которые достигли совершеннолетия.
  • Размен муниципальной квартиры возможен, если найден вариант для мены. Приватизированный муниципальный жилищный фонд составляет около 80%, поэтому те, кто хочет обменяться, часто задают риелторам вопрос, как разменять муниципальную квартиру и где есть варианты на обмен.
  • Когда арендованный вариант для мены найден, то осуществляется оформление договора мены. Его экземпляры выдаются наймодателям, которые предоставляют разрешение на мену между квартиросъёмщиками.
  • Затем происходит разрыв старого договора социального найма и оформление нового.

Если один из жильцов или зарегистрированных в жилье людей против обмена, то можно провести эту процедуру через суд. Для этого желательно найти жильё для размена и заручиться согласием съёмщика на процедуру.

Как передать имущество в муниципальную собственность

ГК РФ

Статья 209 ГК РФ регламентирует, что собственник имеет права владения, пользования и распоряжения собственным имуществом.

Следовательно, передача имущества в муниципальную собственность возможна по усмотрению собственника, если это действие не нарушает права других людей, для чего заключается договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность с владельцем имущества.

Для этого нужно получить подтверждение права владельца имущества и права уполномоченного лица на принятие решение о передаче собственности. Нормы действующего законодательства могут отличаться в зависимости от региона. Следовательно, прежде чем приступать к дарению, следует изучить местные нормативные акты, в которых может даваться разъяснение, что такое передача имущества и алгоритм самой процедуры.

Оплата счетов в муниципальной квартире

Вопрос о том, как разделить счета в муниципальной квартире возникает, когда один из жильцов не хочет выделять средства для оплаты. После распределения счетов в муниципальной квартире каждый человек отвечает только за свои долги. Также вопрос, как разделить счета может возникнуть перед расселением жильцов аварийного дома.

Разделение счетов — это заключение новых договоров по найму. Сегодня ЖК не разрешает и не запрещает делить счета, а также не регламентирует, как разделить их. Поэтому наймодатель имеет право отказаться от этой процедуры.

Разделить счета можно, если вместе проживают члены не одной семьи, например, когда муж с женой развелись, но ни один из них не имеет возможности выехать или дети создали свои семьи, но продолжают проживать с родителями. Для этого достаточно подать заявление в ЕИРЦ с нотариально заверенным согласием каждого члена семьи или действовать через суд в одностороннем порядке.

29.5 KiB
2 Downloads
Детали

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: