Бесплатная консультация юриста: Мск +7 (499) 380-71-87, СПб +7 (812) 409-51-58

Особенности оформления договора купли-продажи земельного участка

Договор купли-продажи земельного участка необходим для любой сделки по приобретению земли. Без документального подтверждения она не будет иметь юридической силы и не сможет быть зарегистрирована в государственных органах. Рассмотрим, как оформить покупку земельного участка в соответствии с законодательством РФ, и какие при этом потребуются документы.

Что необходимо учесть до покупки

Перед тем как продать участок или купить его, необходимо убедиться в том, что недвижимый объект был поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости. Оформление купли-продажи земельного участка требует, чтобы территория в обязательном порядке была учтена в госкадастре. Иначе сделку нельзя будет зарегистрировать в госорганах, а значит, она не будет иметь юридической силы.

Но как прошлый владелец мог получить землю во владение, не поставив ее на учет? Дело в том, что раньше для оформления права собственности постановка на учет была не обязательна. Во время земельной реформы свидетельства о владении выдавались законным собственникам без проведения межевых работ, если у тех не было конфликтов с соседними землевладельцами.

Таким образом, если после приватизации в отношении земли еще ни разу не заключались сделки, то она может быть законной собственностью человека и без постановки на учет. Чтобы территория начала учитываться в кадастровом госоргане, требуется провести ее межевание. Для этого необходимо обратиться в специализированную геодезическую компанию. Чтобы выбрать оптимальный вариант, ознакомьтесь со всеми организациями, работающими в вашем регионе — условия их работы могут существенно различаться.

После заключения договора на проведение межевых работ с соответствующей компанией, кадастровый инженер приедет на ваш участок и выполнит их, согласовав полученные результаты с соседями (их будет необходимо заранее оповестить о планирующихся работах по установке границ недвижимого объекта). После завершения всех требующихся процедур заявителю будет выдан документ с их результатами, а также кадастровый план земли.

В дальнейшем тот должен отправиться в кадастровый госорган и поставить землю на учет, предоставив правоустанавливающую документацию, удостоверяющий личность документ, и результаты проведенных межевых работ. Проведя межевание можно оформить кадастровый паспорт, который содержит уникальные параметры недвижимого объекта, что позволяет госкадастру учитывать его как индивидуальную единицу и присваивать ей идентификационный номер.

В дальнейшем это предоставит возможность заключать в отношении земли сделки разного рода, а также поможет разрешить возможные конфликты с соседними землевладельцами при их возникновении. Обычно межевые работы оплачивает продающий недвижимость гражданин, но иногда это делают и покупатели.

Если вас интересует, как проверить участок перед покупкой, следует выполнить несколько действий:

  • межевую документацию (план, соглашение заинтересованных лиц с результатами работ) показать лицензированному кадастровому инженеру;
  • о межевых конфликтах можно спросить у соседей;
  • информацию о возможных видах применения территории можно узнать в управляющем госоргане муниципалитета, в ведении которого она находится.

Это поможет убедиться в правильности вашего выбора (или, наоборот, отменить его).

Как оформить сделку купли продажи земельного участка

Если недвижимый объект поставлен на учет, а права владельца на него зарегистрированы в Росреестре, то в его отношении могут заключаться сделки по продаже, обмену, дарению и т.д.

В случаях, когда у собственника планируется покупка только части земли, придется дополнительно провести межевые работы и разделить ее на два (или больше) отдельных объекта, у каждого из которых будут свои границы, уникальный идентификационный номер и документы.

Физические лица могут продавать свои земли под строительство дома, а также предназначенные для любых других целей другим гражданам вне зависимости от того, когда территория была получена в собственность. Если вы не знаете, как купить земельный участок или как продать землю, принадлежащую вам, предлагаем примерный порядок действий, который поможет вам осуществить задуманное.

  1. Составляется предварительный договор купли-продажи для земельного участка одной из сторон.
  2. Второй участник сделки знакомится с текстом документа. Если он его устраивает, то предварительный договор купли-продажи для земельного участка используется для заключения сделки. В ином случае его текст доводится до удовлетворяющего обе стороны варианта.
  3. Собственнику придется представить документы для продажи земельного участка, а владельцу — документы для покупки земельного участка, если сделка заключается у нотариуса (что рекомендуется делать во избежание недоразумений вроде неправильного составления документации).
  4. Договор купли-продажи для садового участка (имеющего другое целевое назначение) регистрируется в государственных органах.

Покупка земельного участка

После этого недвижимый объект перейдет во владение к покупателю, и тот сможет получить документальное подтверждение этого факта. Договор следует подписывать в 3-х экземплярах: по одному остается у каждой из сторон сделки, а один в дальнейшем будет передан в Росреестр в процессе ее постановки на учет.

Документация для заключения сделки

Рассмотрим, какие документы нужны для продажи:

  • официальные бумаги, подтверждающие право собственности (это могут быть документы разного типа в зависимости от причин получения недвижимости в собственность);
  • удостоверяющий личность документ;
  • если недвижимый объект был получен по наследственным правам или в дар, потребуется бумага из налогового госоргана, свидетельствующая об отсутствии долгов за эту собственность;
  • если земля была приобретена мужем и женой после заключения официального брака, нужно разрешение на проведение сделки от супруга;
  • бумага, свидетельствующая о существующих у недвижимого объекта обременениях или указывающая на их отсутствие;
  • когда земля принадлежит нескольким лицам и продается доля, требуется подтверждение от других дольщиков о факте того, что они оповещены о продаже (это необходимо, так как они имеют приоритетное право на покупку);
  • бумаги, содержащие сведения о правовом режиме объекта и наличии на ней другой недвижимости, например, соответствующий документ из комитета по землеустройству;
  • бумага из бюро технической инвентаризации, подтверждающая принадлежность собственности;
  • межевая документация, содержащая параметры продаваемого участка;
  • если вместо одной из сторон какое-либо лицо подписывает договор купли-продажи земельного участка по доверенности, то ее предоставление нотариусу обязательно.

Указанную выше документацию следует требовать от владельца и при заключении договора без посредников, чтобы убедиться в законности сделки. Также перечень нужных документов может изменяться в зависимости от особенностей конкретной сделки. Точный список необходимых бумаг можно заранее уточнить у нотариуса.

Заключение сделки у натариуса

Какие-то особенные документы для покупки земельного участка от покупателя не требуются — оформление договора происходит при предоставлении им лишь документа, удостоверяющего личность. Иногда договор задатка при покупке земельного участка составляется дополнительно.

Договор купли-продажи для земельного участка — образец можно скачать с нашего сайта. Его можно использовать и как предварительный договор купли-продажи для земельного участка.

Если вы хотите продать земельный участок самостоятельно, без посредников (или также без посредников купить участок земли), то лучше использовать договор купли-продажи для дачного участка или имеющего другое целевое назначение. Образец можно скачать на нашем сайте и воспользоваться им, так как составлен он в соответствии с законодательством РФ, а правильно оформленный документ в дальнейшем сможет быть без проблем зарегистрирован в Росреестре.

Типовой бланк для продажи/покупки земельного участка скачать стоит заранее в любой ситуации, когда в ближайшее время может возникнуть необходимость оформить куплю документально.

Как осуществляется процесс регистрации сделки

Разобравшись с тем, как оформить продажу земельного участка в Росреестре, необходимо рассмотреть, как происходит регистрация договора купли-продажи земельного участка. Пошаговая инструкция следующая.

  1. Отправиться в Росреестр и написать заявление на регистрацию сделки. Бланк вам выдадут прямо в отделении.
  2. Приложить к заявлению требуемую документацию.
  3. Передать указанные бумаги сотруднику госоргана и получить взамен расписку о принятии документации, в которой будет содержаться дата, когда можно явиться за документом, подтверждающем регистрацию сделки.

Срок регистрации — 2 рабочих недели. Затем новый собственник сможет получить кадастровую выписку на землю, подтверждающую ее принадлежность. Переоформить право владения на проданный участок купивший его гражданин должен в ближайшее время после заключения сделки.

Переоформление земельного участка в Росреестре потребует предоставления:

  • правоустанавливающей документации на землю, указывающей на факт возникновения прав на нее у прежнего владельца;
  • бумаги, свидетельствующей об исполнении сторон своих обязательств, прописанных в документе о продаже;
  • кадастровой документации на участок;
  • бумаги, подтверждающей оплату государственной пошлины;
  • удостоверяющего личность заявителя документа;
  • заявления на создание документа, подтверждающего факт регистрации.

Регистрация сделки

Также дополнительно могут потребоваться:

  • сводная оценка стоимости всех построек, если таковые имеются на территории, в отношении которой регистрируется сделка;
  • условия конкурсной покупки надела, если передача собственности происходит в результате проведения конкурса;
  • требования лица, взявшего регистрируемый недвижимый объект в залог, если договор обременен залогом;
  • заверенная нотариусом доверенность, если заявителем является не лицо, регистрирующее свое право владения на купленную землю.

Госпошлина должна быть оплачена до передачи бумаг на регистрацию. Ее размер зависит от разных факторов, указанных в НК РФ:

  • если регистрируется договор купли-продажи садового участка, огорода или предназначенной для ведения дачной деятельности земли, установленный размер пошлины — 200 руб.;
  • если на приобретенной территории будет возводиться жилой дом, размер госпошлины составит 1 тыс. рублей;
  • когда осуществляется продажа земельного участка, где будет возведен гараж, придется оплатить 1 тыс. руб. гражданам или 15 тыс. руб. юридическим лицам.

Обычно государственную пошлину можно оплатить прямо в отделении осуществляющего регистрацию сделок госоргана. При этом придется немного доплатить за комиссию предоставляющей услуги банковской организации.

57.0 KiB
7 Downloads
Детали

Если вам непонятно, как продать земельный участок, как проверить землю перед приобретением, или необходима консультация специалиста по другому юридическому делу (к примеру, продажа земли промназначения), обращайтесь к юристу нашего сайта. Он находится в режиме онлайн и готов ответить на ваши вопросы. Для связи со специалистом напишите в специальную форму в нижнем левом углу экрана, и через пару минут он ответит вам, разъяснит непонятные моменты вашего дела. Консультация предоставляется бесплатно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: