Бесплатная консультация юриста: Мск +7 (499) 938-52-30, СПб +7 (812) 467-34-60

Особенности и порядок продажи земли сельхозназначения

Продажа земли сельхозназначения обычно является выгодной сделкой, так как стоимость территории такого типа растет буквально ежегодно. Но просто взять и сразу продать свой участок другому гражданину нельзя — законодательством это не разрешено. Какие действия следует предпринять для заключения сделки?

Особенности купли-продажи

Что такое земли сельскохозяйственного назначения? В соответствии с Земельным Кодексом РФ, таковыми считаются территории, находящиеся за границей жилых поселений и предназначающиеся для связанной с сельским хозяйством деятельности. Использование земель сельскохозяйственного назначения разрешается для:

  • разведения скота и его выпаса;
  • создания садов и огородов;
  • занятия фермерской деятельностью;
  • ведения индивидуального подсобного или дачного хозяйства;
  • иной сельскохозяйственной деятельности.

Возводить дома для постоянного проживания на этих территориях в большинстве случаев не разрешается, хотя есть исключения. Перевод земельных участков сельхозназначения в наделы другой категории — процедура дорогостоящая, затяжная и не всегда заканчивающаяся успехом. В связи с этим ценность (а значит, и рыночная стоимость) конкретной земли напрямую зависит от возможности ведения на ней указанной в перечне выше деятельности.

Государство старается контролировать оборот территорий, подходящих для сельхозработ из-за их ценности. В связи с этим процедура по реализации таких участков имеет некоторые особенности. Во-первых, их покупателем не может быть иностранец, не имеющий гражданства человек или организации, в капитале которых доля лиц перечисленных категорий больше 50-ти процентов. Они могут лишь временно владеть такими территориями, арендуя их у других лиц или государства. Это правило указывается в статье 3 ФЗ № 101.

Во-вторых, одно физическое лицо не может иметь во владениях больше десятой части всех предназначенных для ведения сельского хозяйства земель конкретного субъекта РФ (статья 4 указанного выше закона). Еще одной важной особенностью является тот факт, что продать землю сельскохозяйственного назначения без предварительного согласования с местным управляющим госорганом нельзя. Более того, у него есть преимущественное право покупки земель сельхозназначения.

Стоимость земельного надела определяется самим владельцем. Самый адекватный вариант для формирования ее стоимости — узнать, по какой цене подобные территории продаются другими лицами, т. е. выявить рыночную стоимость участка (т. к. кадастровая оценка не всегда соответствует реальной цене недвижимости).

Как действовать при продаже


Как продать земельный пай сельхозназначения? Первое, что должен сделать владелец земли для начала этой процедуры — известить муниципалитет о продаже земельного участка. Уведомление должно содержать следующие сведения:

  • по какой цене участок будет продаваться;
  • его уникальный идентификационный номер в соответствии с кадастровым паспортом;
  • площадь земельного надела;
  • срок, в течение которого обе стороны должны будут взаимно рассчитаться по своим обязательствам (их содержит договор купли продажи земельного пая сельхозназначения). Такой период не может превышать 3 месяца;
  • координаты места, где находится продаваемый участок.

Также извещение о намерении продать земельный участок требует наличия нескольких документов (оформляются в копиях в виде приложений):

  • выкопировки;
  • правоустанавливающей документации на недвижимый объект;
  • плана земли, созданного кадастровыми специалистами.

Если информация о продаже земельного пая была проигнорирована служащими муниципалитета, и ответ не поступил в течение месяца (либо поступил отказ от предложения), то у собственника есть право продать участок любому физическому или юридическому лицу в течение ближайшего года. При этом цена объекта не должна понижаться.

Если же владелец решил продать землю сельхозназначения по цене более низкой, чем была указана в извещении для муниципалитета, то следует оповестить о ней госорган. При несоблюдении указанных правил сделка по продаже может быть оспорена государством, в результате чего объект перейдет в его собственность.

Дарить или обменивать землю на другое имущество можно без предварительного согласования с управляющими органами. На купленный участок новый владелец должен получить в Росреестре свидетельство, подтверждающее его право собственности. Продажа земельного пая происходит по договору, образец которого можно скачать прямо с нашего сайта.
Продать землю сельхозназначения

Необходимые для заключения сделки документы

Для заключения соглашения по продаже понадобится следующая документация.

  1. Правоустанавливающий документ, свидетельствующий о праве собственности на продаваемую недвижимость.
  2. Договор. Может составляться в письменной форме. Должен содержать информацию о сторонах сделки, местонахождении земельного надела, о документации, подтверждающей право собственности, а также дату, в которую заключается, и подписи обеих сторон. Эта бумага регистрируется в соответствующем госоргане, для чего придется оплатить государственную пошлину в размере 1 тыс. рублей.
  3. Документы, которые могут подтвердить факт получения земли продавцом. Это может быть старый договор о приобретении, документация о получении наследственной массы, дарственная и т. д.
  4. Выкопировка продаваемой территории, которую можно получить в администрации безвозмездно.
  5. Бумага, подтверждающая отсутствие налоговых долгов на земельный участок. Выдается бесплатно в бухгалтерском отделе соответствующего органа.
  6. Справка формы № 9. Получить ее можно в управляющем органе города или поселка.
  7. Акт межевания земли, согласованный с землевладельцами соседних территорий. Должен содержать их подписи. Составляется специализированной организацией при проведении работ по межеванию.
  8. Выписка из госкадастра. Чтобы ее получить, придется оплатить государственную пошлину в размере 200 руб.
  9. Технический паспорт на возведенные на земле объекты, если таковые имеются. Если они отсутствуют, то нужна бумага, подтверждающая этот факт. В обоих случаях получить документ можно в бюро технической инвентаризации поселения, в котором расположен земельный надел.
  10. Согласие на сделку от мужа или жены собственника, заверенное нотариально.
  11. Выписка из ЕГРП. Подготавливается специалистами инстанции в течение 3 дней после обращения. Государственная пошлина, которая должна быть оплачена для выдачи бумаги — 200 руб.
14.0 KiB
12 Downloads
Детали

Собрать документацию можно самому, а можно поручить это дело риэлтору или другому специалисту, но это будет стоить денег. Если какие-то нюансы рассматриваемого вопроса остались непонятны или вам требуется консультация опытного юриста по другому делу, вы всегда можете проконсультироваться на нашем сайте. Обратиться к специалисту можно при помощи специальной формы внизу экрана, а ответ придет уже через несколько минут. Консультация бесплатна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: