Бесплатная консультация юриста: Мск +7 (499) 938-52-30, СПб +7 (812) 467-34-60

Постановка и снятие недвижимости с кадастрового учета

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — большой комплекс процедур, которые проводятся специалистами для поддержки работы специализированной базы данных. Сведения в ней постоянно обновляются и изменяются, пополняясь информацией о новом недвижимом имуществе. Без внесения земли, дома или другого здания в общую базу, с ними невозможно осуществить никакие операции: ни продать, ни подарить, ни сдать в аренду.

С начала 2008 года законодатели ввели нормы, обязывающие поставить земельный участок на кадастровый учет для обеспечения полноценного права владения им. Такие же правила относительно зданий и других сооружений начали функционирование с началом 2013 года.

Что такое кадастровый учет — основная информация


Любой собственник должен обратиться в орган кадастрового учета и зарегистрировать там свою недвижимость, если это не было сделано им или предыдущим владельцем ранее. Это необходимо не только для того, чтобы беспрепятственно совершать любые сделки с недвижимым объектом, но и чтобы на законных основаниях отстаивать свои права в конфликтных ситуациях и судебных разбирательствах.

Даже если постановка на кадастровый учет квартиры или другого имущества не производилась, право владения, если оно было получено до принятия новых норм по реестру, у вас никто не отнимет. Если земля относится к одной из следующих категорий, постановка объекта на кадастровый учет не требуется:

  • зоны, где осуществляется охрана природы (разного рода заповедники), а также обладающие исключительным культурным или научным значением;
  • земля, применяемая службами безопасности РФ или выделенная для их нужд;
  • территории, выделенные Вооруженным Силам государства, или использующиеся для других его потребностей;
  • территория лесных и водных фондов.

Если требуется выписка из государственного реестра, содержащая информацию о категориях земель, то придётся предоставить в кадастровую палату документы в соответствии со следующим перечнем:

  • заявка, составленная по установленному законодательством образцу (пример вам предоставит персонал госоргана)
  • документ, удостоверяющий личность обращающегося лица;
  • бумага, подтверждающая уплату пошлины;
  • бумаги, являющиеся основанием прав на землю.

Бумага будет готова к выдаче в срок от одной до двух рабочих недель. Каков порядок постановки? Когда постановка на кадастровый учет земельного участка или другого объекта может быть осуществлена?

  1. Был создан новый участок, т. е. либо его границы были обозначены впервые (ранее относительно него не проводилось осуществление кадастрового учета), либо он был создан искусственным образом.
  2. Надел разделился на несколько участков. Каждый из них должен пройти постановку на учет как отдельный объект.
  3. Было построено новое здание любого типа.
  4. Земля была выделена из одного или нескольких участков, тогда процедура постановки земельного участка на государственный кадастровый учет обязательна.
  5. В случаях видоизменения земли или здания.
  6. Когда производится разделение какого-либо сооружения или отделение его части, т. е. формируется новая собственность.
  7. Если государственный кадастровый учет недвижимого имущества не содержит информации о каком-либо помещении или части дома.

Других случаев действующий в настоящее время закон о кадастровом учете не предусматривает.

Как осуществляется постановка на кадастровый учет объекта недвижимости

Осуществлять подобную процедуру вправе:

  • непосредственный владелец недвижимого объекта;
  • арендующее недвижимость на срок больше пяти лет лицо;
  • лицо, имеющее право пожизненно наследовать недвижимую собственность;
  • субъект, пользующийся недвижимостью бессрочно (или имеющий возможность делать это постоянно).

Представлять в государственных органах любую категорию лиц может посредник, если у него будет доверенность, заверенная нотариусом. Иногда кадастровый учет недвижимости может быть осуществлён при обращении других категорий лиц, не указанных в расположенном выше списке. Например, такая ситуация возникает в следующих случаях.
Кадастровый учет

  1. Гражданин хочет купить землю, находящуюся в муниципальной собственности. В таком случае самостоятельная постановка участка на кадастровый учет — неминуемый шаг на пути к его приобретению.
  2. Земля, которую ранее не поставили на государственный кадастровый учет всех объектов недвижимости, перешла в наследство какому-либо гражданину. Регистрация права владения недвижимым объектом может быть осуществлена только после того, как сам объект будет зарегистрирован. Поэтому государственный кадастровый учет земельных участков позволяет заняться рассматриваемой процедурой не являющемуся владельцем земли наследующему лицу.

Как поставить квартиру на кадастровый учет? Чтобы поставить участок, квартиру или другой объект на учет, нужно составить заявку в одном из следующих органов:

  • территориальное отделение органа регистрации;
  • любое отделение многофункционального центра в городе, где располагается недвижимый объект.

Явиться в госорган может как сам заявитель, так и его законный представитель, имеющий нотариальную доверенность. Можно заверить нотариально документацию и отправить её почтовым отправлением или заверить её электронной подписью (если таковая имеется) и загрузить на сайт госуслуг.

Необходимая для постановки документация

Перечень документов, предоставления которых требует постановка на кадастровый учет вашей квартиры или другого имущества.

  1. Заявка на осуществление регистрации. Составляется в соответствии с образцом, который вам предоставят на месте подачи документа. Если возникнут сложности, персонал госоргана обязательно поможет разобраться в том, как правильно указать все данные.
  2. Если вы собираетесь поставить землю на учет, то необходимо предоставить межевой и геодезический планы. Оба документа составляются специализирующимися на этих работах организациями. Межевой и геодезический планы
  3. Когда осуществляется постановка дома на кадастровый учет, требуется предоставление технического плана. Его составляют инженеры-архитекторы, причём процедура эта небыстрая, из-за чего заказ документа лучше осуществлять заранее.
  4. Бумаги, свидетельствующие о ваших правах на владение недвижимостью. Это может быть полученный в Росреестре документ о праве собственности, договор аренды, разрешение на строительные работы и т. д.
  5. Согласие на операцию от органов опеки, если владельцу имущества или одному из таковых ещё не исполнилось 18-ти лет.
  6. Удостоверяющий личность заявителя документ, если это физическое лицо.
  7. Учредительная документация и бумага, свидетельствующая о назначении какого-либо гражданина директором, если обращается организация.
  8. Доверенность, заверенная нотариусом. Требуется в случаях, когда пишет заявление и передаёт все бумаги представитель.
  9. Чек, свидетельствующий об оплате госпошлины.

Следует знать, что когда недвижимый объект принадлежит физическому лицу, своё письменное согласие должны предоставить арендующие лица. Если же поставить дом на кадастровый учет решил сам временный пользователь, то ему необходимо предоставить согласие владельца жилища. Если же недвижимость принадлежат государству или муниципалитету, то для внесения жилого дома или другого объекта в базу данных необходимо письменное согласие на эту процедуру от Министерства по управлению имуществом.

Подавать следует оригиналы перечисленных документов (тогда персонал госоргана сделает ксерокопии всех бумаг и вернёт вам подлинники) или в виде заверенных нотариусом копий. Результатом передачи документов работникам госоргана будет выданная ими справка-опись, подтверждающую этот факт. Там же будет указана дата, в которую можно явиться за документами о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости.

Особенности процедуры

Постановка на кадастровый учет

Срок постановки законодательно ограничивается 18 календарными днями. Если документация подаётся через многофункциональный центр, то этот срок продляется ещё на 5 дней. По окончании указанного периода заявителю следует явиться в тот же орган, куда и подавались документы.

Внесение здания или другого имущества в реестр представляет занесение информации о нём в общую базу данных государства. Эта операция подтверждается специальным документом (паспорт, выписка и т. д.), который выдается на руки обратившемуся за постановкой лицу.

В случаях, когда владелец имущества разделяет его или выделяет часть, регистрировать следует сразу все новые объекты. В момент раздела также перестает учитываться прежний, не подвергавшийся преобразованиям объект.

Когда в реестр впервые заносится земля, то эта операция признаётся временной, срок её действия — не больше 2 лет. Постоянный статус участок приобретает только тогда, когда собственник зарегистрирует свои права на него. В ином случае занесение в реестр будет отменено по прошествии указанного срока.

Чтобы довести дело до своего логического завершения, после внесения сведений об имуществе в базу данных, необходимо получить новый документ, свидетельствующий о ваших правах на него. Это можно сделать в местном отделении соответствующего госоргана или многофункциональном центре. Нужно подать документы.

  1. Составленное по установленной форме заявление на изменение сведений в Росреестре и выдачу нового документа о праве владения имуществом.
  2. Кадастровый паспорт недвижимости. В случае замены требуется только новый.
  3. Бумага, подтверждающая оплату госпошлины.
  4. Техническая (если это здание) или межевая (если это земельный участок) схема.
  5. Документация, подтверждающая ваши права на имущество. Это может быть договор приобретения, решение суда, документ о наследовании и т. д.
  6. Удостоверяющий личность документ (если обращается гражданин) или учредительная документация (если обращается юридическое лицо).

Получив свидетельство, можно считать, что все необходимые регистрационные процедуры завершены.

Причины отказа в регистрации

Отказ в регистрации участка

В отдельных случаях граждане могут получить отказ. Вероятных причин может быть несколько.

  1. Заявление подано гражданином, не имеющим права на подобные обращения в отношении конкретной недвижимой собственности.
  2. Недвижимость невозможно подвергнуть указанной операции (например, если это особо охраняемый государственный заказник, лесной фонд, земля, требующаяся для нужд Вооруженных сил РФ или просто слишком большой земельный участок, превышающий допустимые размеры).
  3. Собственность не признается недвижимой.
  4. К недвижимости (например, участку земли) отсутствует реальный доступ.
  5. Граница города или деревни проходит по недвижимому объекту.
  6. Необходимая документация предоставлена не в полном объёме или некоторые бумаги содержат неверные сведения.
  7. Недвижимость образуется в результате преобразования другой собственности, но сделать это запрещает закон. К примеру, когда образовывающийся участок имеет земли с разным назначением.

Отказ всегда выносится в письменном виде и содержит аргументацию. Можно устранить причины, приведшие к отрицательному решения, и обратиться в госорган повторно или подать иск в суд, чтобы обжаловать вердикт там.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости

Но иногда возникает противоположная ситуация, при которой приходится интересоваться, как снять земельный участок с кадастрового учета? Для этого гражданин или организация должны иметь во владении участок земли со статусом «временный».

Если таковой образовался из фондов, принадлежащих государству или муниципалитету, то снимать с учета землю должен представитель госорганов. К заявлению на снятие с кадастрового учета земельного участка должна прилагаться документация на первоначальный надел, который преобразуется, либо бумага, свидетельствующая о создании временного участка. Если несколько таких объектов образуются по одному заявлению, то и операцию снятия с учета нужно производить по одной заявке.

После предоставления в госорган всех требующихся для снятия с регистрации документов, заявитель получает на руки бумагу с указанием срока осуществления этой процедуры. На неё отводится срок до 18 дней. По результату рассмотрения заявления будет вынесено решение либо об отказе снятия земли с учета, либо об удовлетворении требований и выдаче выписки из кадастра, свидетельствующей об этом. Основания для отрицательного решения могут быть следующие:

  • заявление и документы были предоставлены лицом, не имеющим прав на инициирование снятия участка с учета;
  • срок временной остановки проведения регистрации закончился, а обстоятельства, в результате которых он был временно остановлен, не были устранены;
  • территория не видоизменяется, а значит, её нельзя снять с учета (информация об этом случае содержится в статье 24 ФЗ № 221).

Решение кадастровой палаты можно обжаловать либо посредством письменного обращения в адрес указанного органа, либо при помощи подачи иска в суд. Если у вас есть вопросы касательно постановки на кадастровый учет земельного участка, вас интересует, как поставить дом на учет или снять дом (поставленный ранее) с него, в т. ч. многоквартирный, в которых самостоятельно разобраться не удалось, всегда можно обратиться за бесплатной и быстрой консультацией к нашему специалисту, заполнив специальную форму прямо на этой странице.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: