Бесплатная консультация юриста: Мск +7 (499) 938-52-30, СПб +7 (812) 467-34-60

Ответственность за введение потребителя в заблуждение и последующий обман

Каждый из нас хотя бы раз в жизни становился жертвой обмана. Причем зачастую это происходит в сфере товаров и услуг. Нерадивый продавец стремится ввести в заблуждение своего покупателя — ситуация если не из кино, то из «бородатого» анекдота уж точно. Большинство из нас точно не знает, как защитить свои потребительские права. Тем не менее, обманом потребителей ведают несколько административных и уголовных статей.

Эти статьи позволяют введенным в заблуждение покупателям отстоять свои права. Через суд или уполномоченные органы государственной исполнительной власти. Не хотите показаться наивным простаком, введенным в заблуждение, пользуйтесь своими правами, которыми наделили потребителей Гражданский и Уголовный кодексы. Введение в заблуждение — деяние наказуемое, и доказать его совершение зачастую реально.

Что значит ввести в заблуждение


Введение в заблуждение потребителей можно осуществить в сотнях различных форм. Самые распространенные из них следующие действия в отношении покупателя обозначаются в положениях статьи Кодекса об административных правонарушениях за номером 14.7:

  • обсчет — ситуация, знакомая для каждого покупателя. Продавец не додает сдачи, подтасовывает купюры меньшего достоинства. При этом важно учесть преднамеренное это действие или нет. Случайные ошибки в счет не идут и к категории «заблуждение» не относятся. Да и кто ж пойдет жаловаться, если ситуация разрешена на месте или продавец ошибся не в свою пользу!
  • обвес — положение аналогичное, только продавец ошибается в норме веса. И конечно, не в пользу покупателя. Это один из самых популярных способов ввести в заблуждение;
  • обман, который заключается в искажении или изменении характеристик товара или услуги в глазах покупателя. Например, в туристическом агентстве вы оплатили 10 дней в пятизвездочном отеле на берегу Черного моря. А по факту получили отель 3* или того хуже;
  • продажа покупателю или группе потребителей одного товара вместо другого (например, другой сорт, вид, тип продукта, который иногда сложно отличить в процессе приобретения);
  • преднамеренное сокрытие от покупателя или группы потребителей того, что товар стоит меньше, чем было оговорено ранее, умышленное предоставление приобретателю покупки не в полном объеме.

Это далеко не полный перечень возможных вариантов введения в заблуждение потребителей. Положение дел с мошенничествами в системе взаимоотношений «продавец-покупатель» довольно сложное. В действиях продавца должен присутствовать умысел, создание ситуации, чтобы покупатель или целая группа потребителей оказались введенными в заблуждение.

Поправки в законодательной базе

Несколько лет назад в Гражданском кодексе были отредактированы положения о введении в заблуждение. Статьи ГК изменились относительно вопроса обмана потребителей. Пункты статьи 178 были интерпретированы так:

  • если раньше продажа считалась осуществленной с введением в заблуждение покупателя, когда обман расценивался как значительный, то сейчас этот довольно абстрактный пункт был изменен. Заблуждение должно быть настолько сильным, что если бы клиент знал об утаенных обстоятельствах, то он не совершил бы эту сделку, будь это товар или услуга — неважно;
  • возмещение материального ущерба, возникшего в результате введения в заблуждение, произойдет, если потребитель докажет вину продавца. Это старый вариант статьи 178. По новым нормам компенсироваться должна не только стоимость товара или услуги, но и упущенная потребителем выгода.

Положение статьи 179, касающееся заключения сделки под угрозой, давлением, также было откорректировано, перенесено в часть вторую статьи 174. Это нельзя в полной мере считать введением в заблуждение. Через суд можно добиться либо возврата предмета договора, либо компенсационной суммы.

Что грозит за введение в заблуждение

Ввести в заблуждение — это значит либо совершить правонарушение, либо преступление. В зависимости от масштабов действия. Если совершено правонарушение, то продавец или обманувшая сторона сделки получил незаконную выгоду от потребителей не более 1/10 МРОТ. По факту это обвес покупателя, обсчет покупателя и другие незначительные нарушения — КоАП (пункты статьи 14.7). В качестве наказания за это действие положен штраф: 3-5 тысяч рублей для гражданина, 10-30 тысяч — для должностного лица, 20-50 тысяч — для юридических лиц и организаций.

Если обман касался качества продукта или его товарных свойств, которые неверно указал продавец для потребителей, то параметры штрафных санкций незначительно меняются: 3-5 тысяч рублей для гражданина, 12-20 тысяч — для лиц при должностях. А вот для юрлиц, вводящих в заблуждение потребителей, вырастает сумма существенно: от 100 до 500 тысяч в российской валюте.

Введение в заблуждение потребителей в особо крупном размере (выше 1 МРОТ) карается более сурово. Здесь могут быть не только штрафы, но и обязательные работы (180-240 часов), исправительные работы (на год или даже 2 года), которые может получить продавец за обман потребителей.

А если гражданин, предприниматель или уполномоченное лицо совершил рецидив, то дело переходит в уголовную плоскость, и преступник может получить за введение в заблуждение до 2-х лет заключения. За это также суд может лишить права занимать определенные должности (до 3-х лет). Регулируют введение в заблуждение положения УК России.

18.5 KiB
17 Downloads
Детали

Что может сделать пострадавшая сторона

Права введенного в заблуждение потребителя можно и нужно отстаивать. Вне зависимости от того, приобрели ли вы некачественный товар или услуга, полученная вами, была совсем не того уровня, на который вы рассчитывали. Положения статьи 178 и пункты статьи 179 ГК РФ о введенных в заблуждение потребителях и судебные иски по ней — далеко не весь спектр мер, которыми можно воздействовать на нерадивых продавцов или мошенников.
Отстаивание прав

877.0 KiB
4 Downloads
Детали

Следующие шаги можно предпринять, если вы были введены в заблуждение, когда приобретали товар или услугу. На стороне потребителей находятся следующие государственные и негосударственные органы.

  1. Обращение в комитет по защите прав потребителей. Такая структура обычно функционирует в администрациях регионов и муниципалитетов. Ее задача — не только следить за соблюдением статьи 178, но и контролировать следование закону «О защите прав потребителей» (07.02.1992, № 2300-1, сейчас действует свежая редакция 2018 года).
  2. Жалоба по качеству товара в Роспотребнадзор, который может провести экспертизу, подтвердить или опровергнуть претензии по свойствам или характеристикам продукта. Эта контролирующая инстанция имеет функции привлечь к ответственности за введение в заблуждение потребителей.
  3. Письмо в адрес службы качества производителя. Допустим, вы приобрели товар, который не соответствует заявленным характеристикам, содержит брак или не относится к категории продуктов, на которую вы рассчитывали. Тем самым вас ввели в заблуждение, но причиной тому была поломка на производстве, путаница с тарой или упаковкой, некачественное сырье для производства. Вполне вероятно, что производитель, не желая терять доверие потребителей, исправит свою ошибку.
  4. Обращение в профессиональный союз или объединение. Зачастую производители состоят в таких группах, куда входят авторитетные компании отрасли. Они могут повлиять на решение вопроса косвенно, указав на произошедший инцидент, где было зафиксировано введение в заблуждение, и призвав к порядку. За введение в заблуждение потребителей может наступить и прямая ответственность, если это СРО (саморегулирующаяся организация). СРО несет непосредственную ответственность, в том числе и материальную, за действия своих членов. В саморегулирующиеся организации в обязательном порядке объединены застройщики, арбитражные управляющие, оценщики, аудиторы, проектировщики, кредитные кооперативы и др.
15.5 KiB
5 Downloads
Детали

Если же ни один из обозначенных шагов не сработал, то вы всегда сохраняете свое право обратиться в суд, если продажа была совершена с нарушением законодательства. Положение дел, когда обман, заблуждение и мошенничество — обычное дело, будет сохраняться и дальше, если права покупателя не будут защищаться им самим. На стороне потребителей статьи ГК, УК и КоАП.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: