Бесплатная консультация юриста: Мск +7 (499) 380-71-87, СПб +7 (812) 409-51-58

Кто имеет право на государственный жилищный сертификат и как его получить

Приобретение собственного жилья является первостепенной задачей для многих россиян. Однако не все в состоянии купить квартиру сразу и за собственные средства. Именно поэтому многие вынуждены брать ипотечный кредит или решать проблему другими способами. Одним из возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации является получение специальной бумаги, обеспечивающей возможность решения проблемы, жилищного сертификата от государства. Некоторые группы лиц имеют право на его оформление. Для реализации этой задачи необходимо обладать некоторой информацией о том, как реально получить жилищный сертификат чернобыльцам, военным и т. д.

Законодательные нормы

Жилищный сертификат от государства предоставляется исключительно согласно правилам, указанным в законодательстве. Постановление Правительства № 153 от 21.03.16 г. определяет все ключевые и значимые моменты регулирования порядка его выдачи. Среди основных положений указанного нормативно-правового акта, определяющие:

  • перечень лиц, которым предоставляется такой сертификат на приобретение жилья;
  • список основных документов, которые могут потребоваться для получения ГЖС;
  • порядок обращения заинтересованного лица в соответствующие инстанции;
  • правила формирования списков граждан, которым полагается такая субсидия;
  • правила ведения книги учета выданных бумаг.

Кроме того, указанный законодательный акт определяет правила выпуска отдельного жилищного сертификата, порядок обращения, а также вывода из оборота. Он разработан и утвержден как основа программы по обязательному государственному участию в обеспечении жильем граждан страны. Пусть не все попадают под его действие, но некоторые категории лиц вправе рассчитывать на улучшение жилищных условий при помощи государства. В любом случае, потребуется обязательное выполнение некоторых условий и попадание под ряд критериев каждым потенциальным получателем.

Определение и признаки ГЖС

Для тех, кто никогда не сталкивался с получением субсидий от государства, многие термины кажутся незнакомыми. Именно поэтому возникает резонный вопрос о том, выдаваемый государством жилищный сертификат, что это такое? Перед тем как рассматривать проблемы оформления и получения субсидии на обзаведение собственной жилой площадью, следует разобраться с понятием и признаками рассматриваемого документа. Представляет собой выдаваемый гражданам государством документ с целью улучшения ситуации, связанной с отсутствием у многих граждан собственной жилплощади. Государственный жилищный сертификат имеет определенные отличия и признаки:

  • имеет номинал;
  • выдается конкретному лицу, является именным, поэтому не может отчуждаться или передаваться безвозмездно;
  • не предоставляется лицам, участвующим в иных программах, направленных на улучшение жилищных условий;
  • не может выступать объектом какой-либо сделки;
  • предоставляется только на конкретную цель;
  • предоставляется однократно.


Целью выдачи такого документа является безвозмездное оказание помощи со стороны государства при покупке жилой недвижимости именно тем категориям населения, которые нуждаются в ней и наделены определенными правомочиями. На основании имеющихся отличительных черт и свойств получателю следует соблюдать правила использования сертификата, чтобы не быть исключенным из списков претендентов на получение средств и не остаться без возможности приобретения собственной жилплощади.

Кто претендует на субсидию?

Далеко не каждый по закону может стать обладателем субсидии. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов подразумевают наличие узкого круга лиц, у которого есть возможность попасть под действие субсидирования с целью изменения жилищных условий. Согласно № 153-ПП от 21.03.2016 г. (п. 5), в него могут быть включены:

  • военнослужащие и те сотрудники органов МВД, которые увольняются со службы (за некоторым исключением). Жилищный сертификат для сотрудников МВД не предусмотрен к получению в ситуации их участия в иных программах, нацеленных на существенное улучшение условий проживания;
  • сотрудники МВД, МЧС, Службы исполнения наказаний, которые подлежат содержанию за бюджетные средства. Тем не менее, жилищный сертификат для сотрудника ФСИН и иных лиц, приведенных в законе, может быть оформлен строго при наличии определенных условий. Например, причиной увольнения таких лиц может быть ухудшение здоровья, сокращение или достижение предельной возрастной границы. Срок службы должен составлять суммарно от 10 лет и выше. Обязательным условием также является наличие положения нуждающегося в улучшении условий проживания;
  • уже уволенные бывшие сотрудники перечисленных ведомств и с военной службы, которые покинули ее по состоянию здоровья из-за проведения штабных мероприятий или в связи с достижением максимально установленного возраста. Остальные условия, перечисленные ранее, сохраняются;
  • бывшие работники налоговой полиции, которые покинули службу с получением прав на пенсионное обслуживание и числятся как нуждающиеся в получении недвижимости;
  • члены семьи военных, которые погибли во время исполнения долга как в период несения срочной службы, так на основании контракта. Однако правило позволяет вдовам (вдовцам) получить сертификат исключительно до вступления в законный брак снова. Еще одним важным условием является постановка на учет умершего еще при жизни в качестве нуждающегося в жилой недвижимости. Эти же правила применимы и к сотрудникам МВД, ФСКН; МЧС, погибшим при исполнении. По таким же правилам выдается субсидия и жилищный сертификат для сотрудников ФСИН.

Жилищный сертификат
Закон предусматривает нормы, по которым субсидия на жилье полагается определенной категории военных и служащих в некоторых ведомствах. Кроме них, законодатель дает право на оформление субсидии следующим лицам:

  • переселенные из военного городка лица. Главное условие — отсутствие действий, которые были бы нацелены на ухудшение условий проживания;
  • лица, попавшие под воздействие радиации, возникшей в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также объекте «Маяк». Они обязательно должны получить статус нуждающихся в жилплощади. Жилищный сертификат для лиц, пострадавших из-за аварии в Чернобыле предоставляется не только согласно № 153-ПП, но и по ФЗ № 1244-1-ФЗ;
  • вынужденные переселенцы, если они не обеспечены жилой недвижимостью и включенные в соответствующий перечень;
  • прибывшие из зоны Крайнего Севера, с полярных станций лица, имеющие статус нуждающихся в собственных «квадратных метрах»;
  • переселяемые из закрытых городов.

Одним из главных этапов в оформлении сертификата на жилье документа и полагающейся по нему субсидии, является подготовка бумаг, их подача в ответственные инстанции.

Процедура и особенности оформления

Для того чтобы стать обладателем такого вида помощи, как государственный сертификат на квартиру, целесообразно обращаться в органы государственной власти или к командованию воинской части, если претендент — военнослужащий. Там детально расскажут, как получить жилищный сертификат. В любом случае, целесообразно действовать согласно пошаговой инструкции.

  1. Уточнение наличия правомочий на получение документа и ссуды. Жилищный сертификат чернобыльцам, военным и иным лицам выдается только при определенных обстоятельствах, связанных с нуждаемостью в жилье, и оформлении требуемых документов. Кроме того, даже входящие в перечисленные группы лица теряют право на оформление субсидии, если уже ее получали или участвовали в иных программах подобного характера.
  2. Сбор и подготовка пакета документов. Они необходимы, чтобы подтвердить право обращающегося на получение содействия от государства.
  3. Обращение с собранным пакетом непосредственно для оформления жилищного сертификата.
  4. Ожидание проверки документов и одобрения выдачи субсидии для улучшения условий проживания.
  5. Получение именного свидетельства.

Оформление документа

Перед прохождением этих этапов правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов определяют необходимость включения заинтересованного лица в программу. После выполнения всех этапов претенденту может быть объявлен отказ. Жилищный сертификат чернобыльцам и другим лица может не предоставляться в определенных случаях:

  • человек уже участвовал в программе;
  • не предоставлен необходимый набор документов;
  • предоставлены материалы, не соответствующие нормам и требованиям закона. Такое возможно если какой-то документ оказался недействительным по срокам или неподлинным;
  • заинтересованное лицо принимает участие в иной государственной программе, направленной на улучшение жилищных условий.

Кроме того, существуют определенные категории лиц, которые не могут принимать участие в программе и не будут включены в нее, несмотря на свой статус, например:

  • уже имеющие жилплощадь в личной собственности;
  • члены семьи которых обладают собственной недвижимостью;
  • сохраняющие право на недвижимость даже при переезде.

Чтобы получить чернобыльский сертификат на покупку жилья, имеющему на него право гражданину целесообразно обратиться по месту выдачи. В некоторых ситуациях может быть вынесен отказ в предоставлении субсидии, если не соблюдены некоторые условия участия в программе. При наличии таких недостатков, как формирование и предоставление неполного пакета бумаг, после исправления недочетов решение может быть пересмотрено.

Перечень требуемой документации

Чтобы получить жилищный сертификат чернобыльцам и остальным категориям заявителей, необходимо собрать определенный пакет документов. Он формируется в зависимости от статуса лица, которое претендует на оформление именного свидетельства и субсидии от государства. Собранные документы должны соответствовать требованиям подлинности, действительности и т. д. В комплект тех, которые требуется собрать, например, военнослужащему, могут войти следующие:

  • справка о сроке прохождения службы;
  • выдержка из приказа об увольнении с изложением официальной причины;
  • документ, подтверждающий включение гражданина в список нуждающихся недвижимости;
  • справка с места проживания о составе семьи;
  • заявление;
  • удостоверение личности заинтересованного лица.

Пакет документов

Особенности конкретного случая предполагают, что военному могут потребоваться иные выписки, справки и подтверждения. Жилищный сертификат чернобыльцам предоставляется также только при подаче требуемой документации в составе:

  • паспорта или других удостоверяющих личность обратившегося документов;
  • заявления;
  • справки, подтверждающей факт, что чернобылец состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилплощади;
  • документ, гарантирующий право лица на дополнительную жилплощадь, если такой имеется и т. д.

Если заявителем является переехавшее или переезжающее из военного городка лицо, то в обязательный набор документов могут войти:

  • подтверждающие личность заявителя;
  • заявление;
  • справка о выселении с прошлого места жительства;
  • подтверждающие сдачу ранее занимаемого жилья;
  • выписка из домовой (поквартирной) книги;
  • справки с места проживания о составе семьи;
  • и другие.

Таким образом, для отдельных категорий предусмотрены индивидуальные требования к формированию пакета документов. Они должны соответствовать ситуации и отражать не только данные о личности и семье обратившегося, но и о его праве на получение сертификата по специальной программе. Если каких-то документов не хватает, следует сначала заняться их восстановлением, а только после этого начинать оформление сертификата.

Реально ли получить наличные деньги?

Субсидия на приобретение жилплощади выдается в виде сертификата. Он имеет номинальную сумму, которая может быть использована получателем по нескольким направлениям:

  • полностью для приобретения отдельного объекта недвижимости;
  • частично с добавлением собственных, накопленных ранее средств;
  • вклад в счет первого взноса ипотечного кредита.

Однако многих потенциальных владельцев серьезно волнует вопрос о том, как обналичить жилищный сертификат. Сделать этого законным способом не получится в силу того, что выдаваемое государством именное свидетельство не предусматривает возможности выдачи по нему наличных средств ни одному обладателю.

Все существующие «схемы», позволяющие обналичивать подобные государственные бумаги, являются в большей мере незаконными. Именно поэтому, приобретая возможность получения такого сертификата, следует сразу же отказаться от идеи его обналичивания, а использовать исключительно по назначению. Незаконные действия могут повлечь не только лишение права на участие в субсидировании, но и закончиться наложением иных санкций.

Оформить государственный жилищный сертификат на повышение уровня комфорта и условий жизни могут не все граждане, а лишь отдельные категории. Основополагающим условием получения является постановка претендента на учет как нуждающегося в приобретении жилой недвижимости. Сбор и подготовка всех документов является наиболее ответственным этапом, без успешного прохождения которого не состоится выдача сертификата.

Так как использовать этот документ можно только по правилам, установленным и зафиксированным в законах, то любое отклонение от них может негативно сказаться на участии отдельного заинтересованного лица в жилищной программе. Тем, кто думает о том, как обналичить жилищный сертификат безопасно и быстро, необходимо помнить о невозможности совершения такого действия законным путем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: