Закрыть рекламу ×

Загородные радости и заботы: как оформить дом в собственность

Покупка или получение в дар жилой недвижимости — событие, безусловно, счастливое, но чтобы назваться полноправным владельцем заветных квадратных метров, необходимо знать, как оформить дом в собственность. Неважно, новое это строение или построенное много лет назад. Эта процедура обязательна к выполнению для всех, кто живёт в России и владеет чем-то ещё помимо обычной городской квартиры.

Регистрация права собственности на садовые, загородные и дачные строения очень актуальна для россиян, поскольку без соответствующих документов нельзя полноценно распоряжаться своим собственным имуществом. Только зарегистрированный объект возможно легально и без проблем продать, завещать, подарить. Для законодательства такого (не оформленного по всем правилам) дома просто не существует.

Оформление дома в СНТ


Огромное количество россиян владеет садовыми жилыми объектами, которые входят в СНТ. Данная аббревиатура расшифровывается как «садовое некоммерческое товарищество». На такие дома необходимо оформлять право собственности, как и на любую другую приобретённую недвижимость. Чтобы зарегистрировать дом в СНТ, требуется соблюсти определённый порядок оформления.

Первый шаг — нужно обратиться в местные административные инстанции с собранным пакетом документов и приложить к ним заявление. Форму заявления выдадут на месте. В заявлении следует указать собственные инициалы, сведения из паспорта, ИНН. Кроме этого, должна быть предоставлена информация о садовом участке — его площадь, количество и параметры возведённых сооружений, а также сведения о том, как далее собственники планируют использовать землю. Пакет бумаг для оформления дома в собственность, помимо заявления, выглядит так.

  1. Паспорт или любое удостоверение личности (свидетельство о рождении, вид на жительство) заявителя.
  2. Правоустанавливающие документы.
  3. Справки из ЕГРП и ГКН.
  4. Если обращается в органы не лично будущий владелец жилья, то оформляют доверенность на того, кто будет заниматься этим вопросом (заверяется у нотариуса).
  5. Супруг или супруга подписывают согласие на осуществление указанной процедуры, которое заверяют нотариально.

Уполномоченный орган в течение 2 недель рассматривает предоставленные документы, затем выносит решение, и будущий собственник получает свидетельство. Второй шаг, чтобы оформить построенный дом в собственность — необходимо получить кадастровый паспорт. Для этого нужно предоставить:

  • полученное свидетельство, которое выдали в местной администрации;
  • весь пакет бумаг, который требовался для предыдущего этапа;
  • справку, где прописано, какого размера участок.

Собственников, которые занимаются садоводством или сельским хозяйством, освобождают от предоставления межевого плана. Третий шаг — обращение в Росреестр. Чтобы оформить дом, потребуются такие документы:

  • кадастровый паспорт;
  • любой документ, который удостоверяет личность подающего бумаги;
  • свидетельство о праве собственности;
  • чек об уплате сбора (госпошлины);
  • любой из документов правоустанавливающего характера.

В Росреестре выдадут декларацию, которую необходимо заполнить в 2 экземплярах. В ней находятся данные о недвижимом сооружении, на которое оформляется собственность. В декларацию заносят:

  • адрес объекта;
  • кадастровый номер земельного участка;
  • наименования всех построек на участке;
  • размеры строений;
  • подтверждающие данные, что все необходимые коммуникации подключены;
  • описание стройматериалов, из которых возводился дом.

Изучать предоставленные документы в Росреестре будут около 2 недель, после чего принимают решение.

Возможен ли отказ?

Садоводы и владельцы прочих частных построек, которые занимаются оформлением частного дома в собственность, иногда могут столкнуться с отказом. Это случается по ряду причин.

  1. Если кто-то ранее уже стал владельцем этого конкретного недвижимого объекта.
  2. Если земля, где стоит дом, расположена в районе, на который не распространяется разгосударствление.
  3. Если собственник уже когда-то не пренебрег правом бесплатной приватизации, которое можно использовать только один раз.

Оформление дома в собственность
Кроме этого, отказать могут и тех ситуациях, если отсутствует какой-либо документ или в бумагах имеются неточности. Поэтому следует обращать внимание на то, чтобы везде была указана только соответствующая действительности информация. Это в особенности относится к кадастровому паспорту — количество построек на участке должно в точности отвечать заявленному.

Если же после кадастровой описи на участке был демонтирован или же, наоборот, появился хотя бы один новый сарай, такой паспорт является недействительным. Это станет причиной отказа в оформлении. В подобной ситуации можно порекомендовать подать иск в суд.

В исковом заявлении следует описать, какие необходимые действия предпринимал тот, кто осуществляет оформление дома в собственность, и попросить пересмотреть вынесенное постановление. Вместе с заявлением нужно подавать все имеющиеся документы, а также бумагу, которая подтверждает отказ местных органов.

Оформление дома в упрощённом порядке

Приобретая домостроение в сельской местности впервые, почти каждый задаёт себе вопрос: «Как оформить дом в деревне в собственность?» Для таких домовладельцев есть хорошая новость: некоторые типы жилых объектов могут оформляться по упрощённой схеме. Такую схему можно применить к сооружению, если оно отвечает одному из следующих параметров.

  1. Жилое строение расположено на садово-дачном участке.
  2. Жилой дом построен на участке под индивидуальное строительство.
  3. Частное жилое здание, которое находится на дачном участке, расположенном, в свою очередь, в черте населенного пункта.
  4. Конструкции, которые не нуждаются в специальных разрешениях на возведение.

Чтобы зарегистрировать дом в упрощённом порядке, нужно подать в регистрирующую инстанцию заявление, к которому приложить чек об уплаченной госпошлине. Также потребуют копию паспорта и декларацию, в которой описываются основные параметры строения. Форма (бланк) декларации утверждена Минэкономразвития.

Заполнение формы

В декларацию заносят информацию о типе жилой постройки, его функциональном назначении, кадастровый номер данного участка земли. Также следует вписать и технические характеристики дома, который собираются оформить в собственность. При оформлении нужно сослаться на документы, которые позволяют установить владельца. Это может быть арендный договор или свидетельство о праве собственности.

Как оформить недостроенный дом

На недострой можно оформить право собственности, но при условии, что основную часть дома успели построить. В другое место постройку перемещать нельзя. Заключённый договор рассматривается как основание на признание права собственности на дом, если человек, который его подписал, является инвестором.

При подписании документа нужно обращать внимание, имеется ли условие, согласно которому строение перейдёт в собственность только после того, как будет введено в эксплуатацию. Такой пункт может послужить помехой для оформления прав на недостроенный дом. Чтобы зарегистрировать на себя незавершённый объект, нужно предоставить:

  • пакет проектных документов;
  • описание сооружения;
  • разрешение на строительные работы;
  • бумаги, которые подтверждают право на участок земли.

Если документы оформлены неверно, здание рассматривают как возведённое самовольно. Такой дом подлежит демонтажу. Чтобы избежать этого, следует вначале оформить в собственность участок и следующим этапом — объекты, которые на нём находятся.

Что делать с заброшенным домом

Если дом не имеет владельца — он признаётся заброшенным. Такой же статус присваивается в случае, когда собственник неизвестен или отказался от строения. Подобные постройки на основании заявки от местных органов самоуправления ставятся на учёт структурами, которые следят за государственной регистрацией. Если хозяин дома более года не объявлялся, этого достаточно, чтобы через суд определить сооружение как заброшенное. Чтобы оформить в собственность заброшенную постройку, выясняют:

  • имеется ли собственник;
  • кто владелец участка, на котором стоит дом;
  • был ли отказ от недвижимости;
  • осуществлялось оформление права собственности на дом или нет.

Если владелец отсутствует 15 лет, оформить постройку в собственность можно на основании давности. Обязательное условие — человек, который собирается стать собственником, должен зарекомендовать себя как постоянный, добросовестный и открытый владелец данного дома на протяжении не менее 5 лет. Обратившись к праву приобретательной давности, оформляющий строение на своё имя гражданин становится законным хозяином жилища.

Лицо, использует заброшенный дом как свою собственность, до официального утверждения в правах на рассматриваемый недвижимый объект может рассчитывать на защиту в случае претензий на дом посторонних лиц, не являющихся владельцами. Гражданин, который оформляет на себя дом в собственность, имеет право ссылаться на давность обладания строением и добавлять к этому периоду время, когда домом владел законный предыдущий собственник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: