Бесплатная консультация юриста: Мск +7 (499) 380-71-87, СПб +7 (812) 409-51-58

Как осуществить оформление наследства после смерти родственника

Оформление наследства представляет целый комплекс процедур, которые придется осуществить после ухода из жизни близкого родственника. Законодательством установлены сроки, в течение которых это следует сделать. Рассмотрим, какова стоимость оформления наследства у нотариуса, а также какие действия необходимо предпринять любому наследнику.

Что делать для принятия наследственного имущества

Наследство после смерти матери или любого другого родственника распределяется нотариусом в соответствии с законодательными нормами в течение 6 месяцев. То, как будет происходить оформление наследства на дом и земельный участок (или другие недвижимые объекты), зависит от наличия завещательного документа, которое любой гражданин может составить при жизни и отобразить в нем свои волеизъявления о судьбе своей собственности после его ухода из жизни. Если нет завещания, то имущество будет передано родственникам по принципу очередности, отображенному в ГК РФ.

Существующие методические рекомендации по оформлению наследственных прав указывают, что первым делом следует получить документацию, подтверждающую наступление смерти гражданина, после которого вы хотите унаследовать какое-либо имущество. Если он ушел из жизни из-за старости или болезни, то обратиться за этой бумагой необходимо в ЗАГС.

Если же человек признан пропавшим или умершим в результате судебного разбирательства, то придется сначала получить свидетельствующий об этом документ в суде, а потом уже выполнить предыдущее указание. В любом случае для представления нотариусу подходит только свидетельство о смерти, выдаваемое в ЗАГСе.

Второй этап — визит в паспортный стол. Там представление указанной выше бумаги вместе с удостоверяющим вашу личность документом дает возможность снять ушедшего из жизни гражданина с учета. В итоге будут получены еще два документа, которые требует оформление наследственных прав:

  • выписка из домовой книги;
  • бумага, в которой указано место жительства умершего гражданина.

Указанная документация поможет понять, к какому нотариусу обратиться для оформления наследственных прав и заведения дела вообще. Дело в том, что заниматься вопросом передачи наследственной массы наследующим по закону лицам должен специалист, ведущий нотариальную деятельность по месту проживания покойного. Отсюда и вытекает необходимость предъявления ему документации, указывающей на тот факт, что делом должен заниматься именно он. Узнать о местонахождении офиса интересующего вас нотариуса можно в нотариальной палате населенного пункта, где вы проживаете, на ее официальном сайте или в любой нотариальной конторе.

Какие еще понадобятся документы для получения наследства

Разобравшись с тем, с какого нотариуса требовать оформление наследства после смерти, пора приступать к последующим этапам действий. Конечно же, придется подтвердить свои права на наследственную массу при помощи официальных бумаг. К этому моменту у вас уже должны быть некоторые документы для оформления наследства, перечисленные выше. Если умерший составлял при жизни завещание, в которое вписано ваше имя, то при его оглашении вам потребуется просто предъявить удостоверяющий личность документ. Получение наследства без завещания — более простая процедура в сравнении с оформлением наследственных прав в соответствии с законодательством.

Какие документы нужны, если посмертное волеизъявление отсутствует? В такой ситуации требуется подтвердить степень родства и доказать принадлежность к какой-либо очереди наследников. Для этого подходят брачное свидетельство (если вы состояли в официально зарегистрированном в госорганах браке с умершим), документ о рождении (если вы являетесь сыном либо дочерью ушедшего из жизни гражданина, и его имя вписано в это свидетельство) и т.д.

Не лишним будет фактически принять наследство еще до получения правоустанавливающей документации. Действиями, свидетельствующими о принятии, могут быть:

  • забота о сохранности наследственных объектов;
  • оплата долговых обязательств ушедшего из жизни гражданина;
  • траты из своего кармана на содержание собственности покойного;
  • получение денег от граждан, которые были их должны умершему;
  • фактическое владение недвижимостью (к примеру, если вы интересуетесь, как оформить наследство на дом и землю под ним, то заселение и проживание в этом домовладении может ускорить процедуру оформления).

Есть ряд документов, которых тоже может потребовать оформление наследства у нотариуса после смерти. Рекомендуем заранее позаботиться о сборе:

  • бумаг, подтверждающих оценочную стоимость наследственного имущества (оценка производится специализированными организациями, имеющими лицензию на предоставление такого рода услуг);
  • документации, указывающей на отсутствие обременений на недвижимых объектах, принадлежащих покойному;
  • документов, которые свидетельствуют о том, что ушедший из жизни гражданин действительно был владельцем движимых и недвижимых объектов, подлежащих унаследованию.

Эти бумаги наверняка пригодятся при заведении нотариусом дела о распределении наследственной собственности ушедшего из жизни гражданина.

Порядок оформления права владения наследственной массой

Чтобы лучше понять, как получить наследство, рассмотрим алгоритм действий, которые необходимо предпринять для того, чтобы оформить наследство у нотариуса и зарегистрировать свое право владения им в государственных органах.
Оформление наследства

  1. Собираем все необходимые документы на наследство (их перечни приведены выше) и приносим их к нотариусу, предварительно узнав, где располагается специалист, занимающийся наследственными делами, по адресу прописки ушедшего из жизни родственника.
  2. Нотариус открывает дело и выдает список бумаг, которые потребуется дополнительно представить для выполнения им своей работы. Когда все претенденты на наследство подадут соответствующие заявления и специалист сможет разобраться, кто из них должен унаследовать имущество умершего по закону, он сообщит наследникам о результатах расследования.
  3. Через 6 месяцев с момента открытия наследства нотариус выдаст свидетельства о праве собственности законным наследникам. Если вы оказались одним из них, следует вместе с указанным документом пройти в регистрирующие право владения движимыми и недвижимыми объектами госорганы. Там произойдет регистрация ваших прав, а затем будет выдана правоустанавливающая документация.
  4. С этого момента вы вольны распоряжаться унаследованным имуществом так, как вам вздумается, в том числе и продать его.

То, в какую инстанцию необходимо обратиться за переоформлением права владения имуществом, зависит от типа собственности. Правоустанавливающая документация на недвижимые объекты выдается в Росреестре, на транспортные средства — в ГИБДД, на денежные вклады в банковских организациях — в отделениях самих банков. Выдача свидетельства может занимать от 1 до 7 дней.

Сколько стоит оформление наследства

Часто у родственников покойного возникает вопрос, сколько стоят услуги нотариуса при оформлении наследства и во сколько вообще обойдется осуществление всех необходимых для вступления в свои права действий. Итоговые расходы зависят от нескольких факторов.

Первым делом следует узнать, сколько берет нотариус вашего района за оформление наследства. Эта сумма может варьироваться и зависит от объема работы, которую придется проделать специалисту. Поэтому точную стоимость услуг нотариуса при оформлении наследства заранее подсчитать не получится, но обычно расценки нотариальных контор колеблются в пределах 20 тысяч рублей и сильно зависят от общей стоимости наследственного имущества.

Стоимость оформления наследства

Однако подсчитывая, сколько стоит оформить наследство, следует учесть еще и расходы на оплату государственной пошлины. Ее размер зависит от степени родства с покойным. Если вы являетесь членом первой или второй очередей наследников, то оплатить потребуется 0,3 процента от общей стоимости унаследованного имущества. Остальные же наследующие лица должны будут оплатить пошлину в размере 0,6 процента.

Пример. Сын, унаследовавший дом матери, машину и другие объекты, должен оплатить государственную пошлину. Общая стоимость всего наследства оценивается в 12 миллионов рублей. В таком случае сумма к уплате составит 36 тысяч рублей.

Но некоторые категории освобождаются от уплаты пошлины. К ним относят граждан, которые в момент открытия наследства либо жили в унаследованной недвижимости самостоятельно, либо проживали там вместе с ушедшим из жизни родственником. Также освобождаются от уплаты госпошлины следующие лица:

  • родственники погибшего в результате выполнения своей рабочей деятельности социального служащего;
  • признанные инвалидами.

Нельзя забывать и о том, что оформляющий наследственные права гражданин может понести траты:

  • на оценку имущества умершего;
  • на выдачу расписок и других документов в различных инстанциях.

Итоговая стоимость оформления наследства зависит от расходов на осуществление всех вышеприведенных действий.

Что делать в непредвиденных ситуациях

Бывает, что наследники попадают в ситуации, которые выходят за рамки привычных даже для юристов дел. К примеру, иногда граждане интересуются, что делать, если прошел срок наследования, а заявление на принятие наследуемого имущества не было подано. В таком случае даже по прошествии отведенного на распределение наследственной массы времени (6 месяцев) можно подать заявление в суд с просьбой продлить срок вступления в свои права. Но делать это стоит только, если есть уважительная причина, по которой вы не смогли вступить в наследственные права вовремя.

Заявление в суд

Перед тем как обращаться в суд, рекомендуем собрать доказательства того факта, что вы не знали о смерти родственника, поэтому не могли подать заявление нотариусу (к примеру, вы могли находиться в затянувшейся командировке в отдаленном от места жительства городе). Если судья примет положительное решение по вашему вопросу, то выданные ранее свидетельства о праве наследования будут отозваны у других наследников, а дело — пересмотрено нотариусом.

У некоторых наследующих лиц нет возможности самостоятельно заниматься оформлением наследства. Не важно, по каким причинам, будь то сильная занятость или нахождение вдали от места жительства умершего родственника. В таких ситуациях на помощь приходит доверенность на оформление наследства. Вы можете оформить ее на любого человека, которому доверяете, и нотариально заверить этот документ, после чего гражданин сможет действовать от вашего имени и предпринимать все необходимые действия для оформления наследственных прав.

Бывает, что уже после распределения наследственной массы и вступления всех наследующих лиц в свои права выясняется, что у покойного есть еще какое-то имущество, которое не было учтено нотариусом. В таком случаев граждане, которые являются законными наследниками, должны обратиться к тому же специалисту, взяв с собой документацию, подтверждающую, что обнаруженная собственность принадлежала ушедшему из жизни родственнику, и свои паспорта.

После этого потребуется уплатить государственную пошлину по приведенным выше правилам. Затем нотариус проверит все документы и выдаст новые свидетельства о наследственных правах, после чего следует обратиться для оформления наследства на ваше имя в регистрационный госорган, который и выдаст правоустанавливающую документацию на обнаруженное имущество покойного.

Таким образом, в отведенное законодательством время на вступление в наследство следует не бездействовать, а собрать все необходимые для оформления своих прав документы. Возможно, на это понадобится много сил, но если вы пропустите полугодовой срок, потом придется затратить еще больше усилий и времени.

https://www.youtube.com/watch?v=WyNPWJGCO1o&t=9s

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: