Бесплатная консультация юриста: Мск +7 (499) 938-52-30, СПб +7 (812) 467-34-60

Действующие правила заполнения деклараций по налогу на прибыль

Каждая организация на ОСНО обязана отчитываться за свои доходы, даже если это нулевая декларация по налогу на прибыль. Приказ ФНС обо всех правилах заполнения декларации был утвержден в 2014 году, а впервые установленные нормы были применены в 2015 году. За этот период все новшества и особенности стали для специалистов по бухгалтерскому учету хозяйственный субъектов более привычными и понятными.

Налогообложение на «упрощёнке»

Все компании можно распределить по двум базовым категориям:

  • работающие по УСН (упрощенная система налогообложения);
  • платящие налоги по общей системе (ОСНО).

«Упрощёнка» подходит далеко не каждому предприятию и не для каждого вида предпринимательской деятельности. Но УСН — это пример существенной поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства. Каковы критерии, дающие право на такую «облегчённую» схему налогообложения? На сайте ФНС они обозначены следующим образом:

  • доход не превышает 45 миллионов рублей за последние 9 месяцев. Применение — не больше 60 миллионов рублей в год;
  • число нанятых сотрудников — не превышает 100 человек;
  • стоимость основных средств в остатке не переходит барьера в 100 миллионов рублей;
  • доля в уставном капитале сторонних компаний — не больше ¼.

УСН предусматривает две возможных схемы налогообложения. Первая — это налог на доход. Вторая — налог на разницу между доходной частью и расходами. Предприниматель или компания вправе выбрать правила самостоятельно. Для сферы торговли или производства удобнее пользоваться схемой «доход минус расход». А вот для консалтинга предпочтительнее будет налог по первому варианту.

УСН по первой схеме («доходы») — это ставка от 1 до 6%. «Разбег» зависит от категории налогоплательщика и профиля его деятельности. УСН по второй схеме («доходы минус расходы») — это ставка 15%. Какой бы вариант УСН компания ни определила для себя, она обязана соблюдать срок подачи отчетности и оплаты обязательных платежей.

Авансовые взносы по «упрощёнке» важно оплатить до 25 числа месяца, идущего за периодом отчетности. УСН подразумевает итоговую отчетность в срок до 31 марта каждого года (в 2018 году компании расплачивались за 2015-й). Оплата налогов по УСН имеет срок «годности». Как только организация перестаёт соответствовать перечисленным нормам, и правила отнесения к данной категории перестают работать, ей необходимо в течение 15 дней дать знать об этом в ФНС.


При этом «принять» УСН можно как с начала создания фирмы, так и на любой стадии её жизненного цикла, если параметры бизнеса вдруг изменились. «Упрощёнка» отличается не только относительно невысокими платежами. Важное преимущество УСН — это лёгкость документооборота.

Как платят организации на ОСНО?

Экономическим субъектам, которым не повезло с переходом на «упрощёнку», отчитываются по налогу на прибыль и платят его в государственную казну. Отчётные периоды для такого типа налогоплательщиков установлены или каждый месяц, или 4 раза в год (по кварталам).

Наиболее распространён второй тип налоговой отчетности. Каждые 3 месяца бухгалтером предоставляется в ФНС по месту регистрации субъекта налоговая декларация по налогу на прибыль организаций. Крайний срок сдачи по итогам трёх месяцев наступает в следующем (после периода отчета) месяце. Так, декларация по налогу на прибыль — 2018 сдавалась 28 апреля, 28 июля, 28 октября и будет сдаваться 28 января, только уже в 2018 году.

Считается налог с валовой прибыли в декларации так называемым нарастающим итогом — каждый месяц или квартал цифры демонстрируются в динамике. Форма подачи декларации для малого бизнеса (меньше 100 человек в коллективе) допустима даже традиционная, бумажная. А вот для бизнеса покрупнее — только электронная форма.

Алгоритм оформления декларации по налогам на прибыль очень строг, важно не нарушить установленные правила и последовательно наполнить бланк (бумажный или электронный) информацией и цифрами. Минимально необходимые для заполнения части таковы:

  • титульный лист (формально называется листом 01);
  • подраздел 1.1, раздел 1;
  • лист 02;
  • приложения № 1 и № 1 к листу 02.

Декларация налога на прибыль

Все остальные части декларации по налогам на прибыль заполнять надо только при существовании определенных параметров финансовой деятельности предприятия. Основная масса организаций может ограничиться для сдачи в налоговую перечисленными компонентами отчётности.

Стартовая страница

Любой образец заполнения декларации по налогу на прибыль начинается с титульного листа. По сути дела, это «презентация» компании, базовая информация по ней. Приведём пример стандартного следования полей в такой стартовой странице декларации по налогу на прибыль. Бланк включает в себя:

  • ИНН / КПП;
  • номер корректировки (когда цифры по отчётности подготовлены для сдачи впервые, то это «0—», если нет, то должен идти следующий порядковый номер). Этот параметр очень важен. Если вдруг организация ранее при заполнении своей декларации по налогу на прибыль по ошибке или недосмотру предоставила неправильную информацию, то обязательно требуется уточненная. Это важно не только для ФСН, но и для субъекта, так как ошибочные данные могут быть как в сторону занижения, так и в сторону завышения платежа. Декларация по налогу на прибыль (уже уточнённая) в номере корректировки должна содержать специальный код с отсылкой, где в документе содержится корректировка;
  • период отчета, за который заполняется документ;
  • код подразделения ФНС, куда предоставляется декларация по налогу на прибыль;
  • полное юридическое наименование компании, которая работала по заполнению документов для сдачи;
  • категория активности бизнеса по ОКВЭД;
  • сколько страниц в декларации по налогу на прибыль;
  • количество приложенных документов, выписок, свидетельств, копий;
  • раздел подтверждения достоверности сведений может содержать подтверждение директором (ставится код 1), другим уполномоченным представителем (ставится код 2). Форма обязательно содержит полное имя, отчество и фамилию (расшифровка подписи), а также номер и наименование документа, который подтверждает полномочия представителя.

Форма стартовой страницы максимально проста, устойчива, и бухгалтеру нужно лишь однажды её заполнить, чтобы для последующей сдачи всегда был готовый образец.

Как грамотно показать сумму?

Сумма налога

Переходим к Разделу 1. Он являет собой, по сути, основную часть декларации по налогу на прибыль, которая отражает сумму платежа. Это и есть основное наполнение подраздела 1.1. Информация для заполнения названного сегмента складывается из строк 270–281 (лист, пронумерованный как 02). Обязательно учитываются ранее произведенные авансы.

Как образец, алгоритм такого заполнения следующий. За первые 3 месяца года компания внесла в казну государства 10 тысяч рублей. А уточненная налоговая сумма равняется 15 тысячам рублей. Таким образом, пример показывает, что по итогам первого и второго кварталов надо доплатить только 5 тысяч рублей (разницу между уже внесёнными деньгами и суммой уплаты налога). Это значит, что для строки 040 нужно указать только эту сумму: 5 тысяч рублей.

Ситуативной в бланке для заполнения становится форма подраздела 1.2. Вносить информацию надо, если компания каждый месяц платит авансы. А в итоговой, а именно годовой, декларации по налогу на прибыль такие данные вообще не нужны. Для строк 120–140 и 220–240 фиксируется одна треть сумм, заложенных для строк 300–310 и 330–340 в листе 02 бланка.

Что касается раздела 1.3., то он вообще включается в бланк для тех компаний, которые занимаются начислением дивидендов и перечислением налогов за них. Когда экономический субъект находится на общем режиме выплаты налогов, то он обязуется готовить отчёты в ФНС, даже если у него не было никаких доходов или расходов, которые необходимо оплатить в казну.

«Нулёвка» сдается в упрощённой и сокращённой форме. В тот же срок, что и обычная форма декларации. Образец состоит из тех же обязательных пунктов и для ежеквартальной, и для ежемесячной схемы отчёта. Но в большинстве полей ставится прочерк. Заполнение не потребует много времени.

Налогооблагаемая база и ее отражение в отчетности

Второй лист (он же 02) — это определение базы для начисления налога. Как она насчитывается для юридических лиц? Это разница между доходами и расходами. Форма подразумевает детализацию этих цифр в приложениях № 1 и № 2. В связи с профилем деятельности, для компании является необходимым заполнение строк 010 или 040. Так, к примеру, для сферы производства товаров или услуг становится обязательным заполнение 010-й строчки.

Налогооблагаемая база

Приказ ФНС включает в себя детализацию названных строк — кому и что и следует туда вносить для беспроблемной сдачи документов. Пример приведем для части из них. Субъекты хозяйствования, которые фиксируют доходы и расходы через кассу, не включают информации для строк 010–030. Строчка 020 включена в бланк для торговых фирм (опт и розница). Для них же строка 030 — туда заносят цифры о стоимости реализованной продукции.

Строчка 040 предназначена для компаний, которые выбрали для себя способ «по начислению», они вписывают туда непрямые расходы. А для «кассовиков» это поле наполняется цифрами трат, которые засчитываются при сокращении базы налога с валовой прибыли. Эта строка должна демонстрировать цифру — результат сложения строк 041, 042, 043, 045, 046, 047, 052.

Следующая строка (041) — это цифры по начисленным сборам (кроме взносов в ПФР, соцстрах, на медстрахование). А для строк 042 и 043 актуальна уточненная информация по капитальным вложениям и инвестициям, если таковые вообще наблюдались в течение налогового периода.

До последующих строк доходят далеко не все компании. Форма декларации предусматривает поля для хозяйственных субъектов, в штате которых трудятся инвалиды, для общественных организаций, для фирм, которые покупали в отчётном периоде землю, вели научно-исследовательские разработки, др. детали деятельности и параметры.

Опустимся до строк 110 и 140–170. В первой из них отражаются убытки на период отчётности. В последующей группе полей в бланк вносятся ставки налога. Это стандартные 20% (2% — это уровень федеральной казны, а 18% — бюджетов региона).

Надо ли показывать убыток?

Хорошо, когда форма налоговой декларации отражает доход компании. А что делать, если убыток в декларацию по налогу на прибыль все-таки надо зафиксировать? Иногда от предпринимателей приходится слышать странные версии о том, что отчётность не может содержать отрицательного результата, что в случае убытка не нужно сдавать её в срок, что есть пути «подчистить» документы. Эти способы незаконные.

ФНС стремится проверить минусовую отчётность пристальнее, по определению подозревая сокрытие доходов. Искать «серые» пути исправления данных, чтобы бланк декларации был заполнен «идеально», не нужно. Не сдавать в срок документы также чревато штрафами. Насчет минусовой налоговой отчётности существует законодательная инструкция. ФНС вероятнее всего будет действовать, применяя следующий алгоритм.

ФНС РФ

  1. Сначала налоговики попытаются проверить всю предоставленную отчетность, а также запросят дополнительные документы (банковские выписки, контроль рисков убыточности и др.).
  2. Потом ФНС предложит компании проверить отчетность еще раз и сократить убытки, на это должен быть выделен определенный срок. Сначала это 10 дней на то, чтобы уточнённая декларация была направлена в налоговую инспекцию или чтобы убытки были объяснены и обоснованы.
  3. Если компания, когда срок вышел, никак не реагирует, либо во втором случае, когда настаивает на убытках, то налоговая вызывает представителей на убыточную комиссию. До её заседания от первого письма должен пройти срок не меньше одного месяца.

Кстати, важно, чтобы обозначенный ФНС срок был соблюден, и чтобы реакция организации была своевременной. За небольшую просрочку с ответом можно получить штраф в 4 тысячи рублей. Неявка на комиссию может повлечь выездной контроль инспектора, который может сообщить о риске банкротства собственникам и даже подать иск о ликвидации экономического субъекта.

Таким образом, «игры» с налоговой отчётностью, уклонения от объяснений или отказ проверить декларацию влекут серьёзные последствия. Лучше честно отразить образовавшиеся убытки. Пример тому — факт, что существует несколько вполне законных объяснений убытков:

  • развитие новых направлений бизнеса (уточнённая декларация дополняется бизнес-планом или проектами);
  • реализация продукции по заниженной цене (вынужденная, как пример — из-за снижения качества; демпинговая политика компании). В любом случае нужно приложить подтверждающие документы: маркетинговый план компании, сертификаты качества продукции или свидетельства о его снижении, бизнес-план;
  • изменение цен у поставщиков (особенно актуальный пример для компаний, которые работают с иностранными поставщиками);
  • срыв контракта не по вине организации;
  • форс-мажор (вспомните, какие непредвиденные обстоятельства содержит любая стандартная форма договора).

Соблюдение правил, ответственное отношение к заполнению декларации и сдача отчетности в срок позволят избежать потенциальных проблем с законом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: