Закрыть рекламу ×
Закрыть рекламу ×

Кассационная жалоба: что это такое и как ее написать

Заявление в кассационную инстанцию — юридический документ, основание для начала процедуры оспаривания судебных актов районных, мировых и региональных арбитров. От его грамотного составления зависит не только шанс на желаемый исход разбирательства, но и сам факт передачи дела в коллегию. Как написать кассационную жалобу, соответствующую всем требованиям?

Определение кассационной жалобы

Жалоба направлена на изменение или аннуляцию судебных актов, вынесенных в первой и(или) второй инстанциях (районной, мировой, региональной), получивших юридическую силу, кроме апелляционных определений Верховного Суда. Правом на оспаривание в кассационном порядке предоставлено:

  • участникам процесса и их представителям;
  • прокурорам;
  • другим заинтересованным лицам, на чьи права и обязанности повлияло спорное решение.

Жаловаться можно на первоначальное и(или) апелляционное постановления целиком или в части. В кассации исследуются не справедливость и доказанность судебного акта, а лишь соответствие решений арбитров закону, материальным или процессуальным правовым нормам. Это накладывает ограничения на возможности инициатора обжалования, в частности, требует особенно тщательного подхода к формулировке своих доводов.

Кассационную жалобу необходимо подавать в срок, установленный в процессуальных кодексах. В каждой отрасли права он свой:

  • ГПК и КАС РФ дают гражданам 6 месяцев с момента вхождения спорного решения в силу с возможностью восстановить срок в случае опоздания;
  • УПК РФ гласит, что попытаться изменить приговор к лучшему можно бессрочно, к худшему — в течение года, этот срок не восстанавливается;
  • в АПК РФ предусмотрен 2-месячный срок на кассационное обжалование.

Срок един для обращения в региональный и Верховный Суд.

От правильного составления заявления зависит успех дела. Как написать эффективную кассационную жалобу в 2018 г.?

Правила написания кассационной жалобы

В интернете есть много образцов написания кассационной жалобы. Их можно взять за основу, однако полностью переписывать не рекомендуется. Также ошибкой станет перенаправление в суд третьей инстанции апелляционного заявления. Неслучайно в 2015 г. из более чем 43 тыс. жалоб и представлений на решения районных и других судов, поданных в коллегию Верховного Суда РФ по гражданским делам, были рассмотрены только 927. Это значит, что лишь 0,03 % из них были написаны грамотно, мотивированно, соответствовали требованиям (была оплачена госпошлина, соблюдены сроки и подсудность).


Каждый процессуальный кодекс содержит правила по написанию жалобы. Ее текст должен включать:

  • наименование судебного отделения, куда направляется заявление (если это Верховный Суд, следует написать коллегию). Реквизиты и адрес необязательны;
  • ФИО (название) инициатора кассационной процедуры. Автором может быть как частное, так и юридическое лицо;
  • адрес, куда суд будет направлять почтовые уведомления, опционально e-mail или телефон;
  • процессуальное отношение заявителя к делу (ответчик, истец, адвокат и т. д.). Если жалобу подает не участник процесса, ему следует описать, как спорное решение сказалось на его правах, интересах и обязанностях;
  • список всех лиц, которые привлекаются к делу. Пример «шапки»:

«В Президиум Нижегородского областного суда

истца Петрова И.И.,

адрес.

Ответчик: Сидоров П.П.,

адрес.

Другое заинтересованное лицо: Иванов С.С.,

адрес»;

  • описательную часть. Здесь автор кратко излагает суть дела, решения пройденных инстанций, с датами вынесения, составом судебных коллегий и т. д. Пример:

«Советским районным судом г. Нижнего Новгорода 23.04.2018 было рассмотрено дело № …о (суть). Суд удовлетворил мои исковые требования в полном объеме. Апелляционной инстанцией по жалобе ответчика от 10.05.2018 решение Советского районного суда было изменено, требования Сидорова П.П. частично удовлетворены (суть изменений)»;

Кассационная жалоба

  • указание на то, что оспаривается (судебные акты целиком или в части). Пример:

«Считаю апелляционное определение незаконным и подлежащим отмене»;

  • мотивировочную часть;
  • просьбу к суду (эту часть можно взять из процессуального кодекса соответствующей отрасли права);
  • дату написания, подпись;
  • приложения.

Жалоба подписывается инициатором кассационного процесса или его представителем по доверенности.

Мотивировочная часть заявление в кассацию

В мотивировочной части заявитель перечисляет нарушения судьями материальных и процессуальных правовых норм. Эти ошибки должны быть существенными и оказывать непосредственное влияние на итог дела. Как их найти?

Принимая решение, арбитры руководствуются законодательными актами, постановлениями Верховного Суда РФ, судебной практикой. Отклонением от норм материального права, которые принимаются в кассации, могут служить:

  • неправильное применение закона;
  • его неверное толкование.

Процессуальные ошибки — это:

  • неправильный состав суда;
  • неведение протокола заседаний;
  • невыполнение правил о языке;
  • неизвещение участников процесса о слушании;
  • нарушения права на защиту и др.

Составление жалобы

На такие ошибки и нужно ссылаться в мотивировочной части жалобы. Суть в том, чтобы доказать не несправедливость судебного решения, а его незаконность. Например, районный суд и апелляционная коллегия областного суда не приобщили к делу доказательство ответчика. Сетовать в кассационной жалобе на ошибочность, необоснованность заключительных актов, а тем более просить о учете и оценке нового обстоятельства бессмысленно. Необходимо поставить под сомнение само решение об отказе в приобщении, а также объяснить, что в противном случае судебный акт объективно мог быть иным.

Рекомендуется писать эту часть жалобы по образцу:

  • номер листа дела (материалов);
  • незаконное решение судьи, чем он руководствовался (каким законом, постановлением Верховного Суда, прецедентом);
  • в чем состоит судебная ошибка (какую правовую норму арбитр неправильно использовал или истолковал);
  • каким образом это повлияло на итоги дела.

В деле желательно найти несколько нарушений, расположить их в порядке убывания важности. Несущественные ошибки (опечатки, несоответствие в датах и т. д.) не стоит упоминать: они «раздуют» текст жалобы, не принеся пользы.

Не следует также приводить новые, не принятые предыдущими инстанциями доказательства и факты, просить переоценить их. Для этого законом предусмотрена самостоятельная стадия делопроизводства, куда направляются дела на пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.

Куда и как направлять кассационное заявление

Написанную жалобу необходимо сопроводить следующими документами:

  • копиями всех судебных актов, вынесенных по делу (районных или мировых арбитров, апелляционной и кассационной инстанций);
  • квитанцией о выплаченной госпошлине (в 2018 г. она равна 150 руб. для граждан, 3 тыс. руб. для организаций);
  • доверенностью на представление интересов в суде;
  • копиями жалобы для всех лиц, фигурирующих в процессе.

Нужные документы

Госпошлину можно оплатить в любом банке по реквизитам судебного отделения, куда отправляются бумаги. Собранные документы подаются в кассационный суд (в арбитражном процессе — через инстанцию, которая вынесла спорное решение):

  • в Президиум регионального (областного, республиканского, города федерального значения и т. д.) суда, куда отправляются получившие юридическую силу акты районных и мировых арбитров;
  • в арбитражный суд федерального округа (для дел, связанных с экономической деятельностью предприятий и ИП), куда направляются вступившие в силу решения областных (региональных) арбитражных судов;
  • в соответствующую коллегию Верховного Суда РФ, куда жалуются на акты, прошедшие первую кассацию в Президиуме областного суда РФ.

В арбитражном процессе, а с 2018 г. — административном, оформить жалобу и послать документы в суд можно онлайн.

Перед тем, как попасть на рассмотрение в коллегию, жалоба проходит проверку судьей Президиума областного (регионального) или Верховного судов РФ. Если документ не соответствует требованиям по оформлению, подан с нарушением сроков или правила подсудности, не оплачена госпошлина, доводы в мотивировочной части не убедительны, его возвращают заявителю. В арбитражном судопроизводстве предусмотрена также процедура оставления заявления без движения, чтобы автор смог в срок устранить недостатки.

Переданная в коллегию жалоба рассматривается на заседании в присутствии 3-х судей, куда приглашаются все заинтересованные лица. Дело исследуется в рамках доводов заявителя. По итогам суд может изменить спорное решение, аннулировать его и выслать дело на повторное разбирательство в одну из нижестоящих инстанций (в апелляционный, районный или мировой суд) либо оставить все без изменений.

От квалификации и опыта автора заявления многое зависит, потому что неправильно составленная жалоба не пройдет даже этап «фильтрации». А со скорым принятием нового единого ГПК РФ, который призван унифицировать производство в судах общей юрисдикции и арбитражных, кассационный процесс частично перейдет в «устную» форму. Дела в Верховном Суде будут разбираться без заседаний, на основании материалов и жалобы. Таким образом, только качество ее написания будет определять, сможет ли гражданин повернуть дело в свою пользу в суде третьей инстанции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: